Издается по благословлению Высокопреосвященнейшего Феофана, Архиепископа Челябинского и Златоустовского

Православная городская газета г. Кыштым Челябинской области

Реквизиты

Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА  


р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет 30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29

Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ  


р/с 4070 3810 2074 3000 1324 Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк» БИК 047 501 711 кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711 ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001 Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Форма входа

Календарь

«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Объявление

Вы можете оказать посильную помощь в издательстве нашей газеты, перечислив средства на Яндекс-кошелек:
41 00 135 427 023 77
Благодарим вас!!!

Объявление

Внимание! Продолжаются восстановительные работы в Свято-Троицком храме (бывший клуб им. Кирова). Храм открыт с 11 часов каждую субботу , можно прийти и поработать во Славу Божью. Неплохо при себе иметь перчатки и мешки.

Цитата

" Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский
св. пр. Иоанн Кронштадтский

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2018 » Декабрь » 27 » К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
09:23
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Икона священномученниковВторой небесный покровитель Кыштыма из Собора новомучеников и исповедников Российских — священномученик Александр Сидоров (+1918)

Очи Господни обращены

к праведным...

 

Лариса САВЕЛЮК,

православный краевед, член Уральского  церковно-исторического общества

«Если мы внимательно всмотримся в жизнь человеческую, то непременно уразумеем, что в ней проявляется и управляет любовь, приносящая счастье и блаженство, или же – самолюбие, вносящее в жизнь различные беспорядки и страдание. Можно также видеть, что нередко эти различные свойства духа человеческого, встречаясь в жизни одного и того же человека, а также в жизни целых народов, обществ и семейств, постоянно враждуют между собой. Если в этой борьбе побеждает любовь, в жизни царят мир, счастье, радость, довольство, блаженство. Но когда преобладает самолюбие, то возникают непорядки: вражда, борьба, ненависть и злоба». Всматриваясь в события столетней давности, понимаешь, что в России в 1917 году победило самолюбие, породившее ужасы Гражданской войны и политических репрессий трех последующих десятилетий. А жесточайшие гонения на православных христиан, носителей евангельского учения о любви к Богу и ближнему своему, продолжались с первых дней установления советской власти в 1917 году до «перестройки» конца 1980-х годов — более 70 лет. Но эти же кровавые гонения дали Русской Православной Церкви великий сонм святых, какого она не имела за все предыдущие века своей истории.

Архиерейским Собором 2000 года причислены к лику святых все новомученики и исповедники Российские ХХ века – как известные, так и «доныне миру не явленные, но ведомые Богу». С учетом местночтимых святых Украинской и Русской Зарубежной Церквей, общее количество новомучеников и исповедников составляет примерно две тысячи человек, названных поименно.

Из их числа на сегодня известны три священномученика, местом земного пребывания которых был Кыштым — Константин Алексеев, Константин Словцов и Александр Сидоров.

Сегодня хочется рассказать о последнем. До рукоположения во священники он работал в Кыштыме учителем в 1890-1895 г.г..

 

Промысл Божий невидимым

образом участвует в нашей жизни…

 

29 августа в 9-33 часа нынешнего года мною было получено смс-сообщение: «Сегодня в 10-30 в храме Рождества Христова работают искусствоведы, кандидаты наук, ждали их почти год, специалисты по истории архитектуры и иконографии нашего храма. Приходите, если интересно» (а накануне был пропущенный звонок с этого же телефона…). Подумалось: «Конечно же, интересно, но люди будут работать, а я-то что – мешать им только? В архитектуре и иконографии я совершенно не разбираюсь, да и добраться из Слюдорудника до Кыштыма уже нет никакой возможности: маршрутка ушла три минуты назад, следующая будет только после обеда…». Склонна была – не ехать, но все-таки пошла на остановку и подумала: «Господи, если на поездку есть воля Твоя — дай мне машину…». Не успела я даже прислушаться, не загудит ли где-нибудь вдали мотор автомобиля, как передо мной бесшумно остановился УАЗ «Патриот», выехавший из соседнего двора! В храм «была доставлена» еще до назначенного времени: служба уже закончилась, но из ожидающих «чего-то» замечаю скульптора Юрия Борисенкова и художника Владимира Аникеева. Их присутствие здесь вполне объяснимо, а по поводу себя уже и не задумываюсь. Вскоре в сопровождении настоятеля храма о. Иоанна Сухова и его помощников появились долгожданные гости: известный кыштымцам Александр Акулов – историк и этнограф, мастер по традиционному костюму и золотому шитью, коллекционер и реконструктор одежды XVI-XIX веков, как оказалось, еще и иконописец, и реставратор (на вопрос: «Как Вы все успеваете?», Александр в кулуарах ответил: «Да не сплю почти!») с двумя спутницами. Ими были искусствоведы Галина Игнатьевна Пантелеева и Вера Матвеевна Медведева. «Мы из поколения «шестидесятников»,– скромно представились они и более чем на шесть часов приковали к себе внимание. Переходя от иконы к иконе, от храма к храму (осмотрели Христорождественский, Духосошествиевский и Троицкий храмы), мы ловили каждое слово из уст профессиональных знатоков иконографии и архитектуры.

– Эти женщины в 1969 году закончили Уральский государственный университет им. А. М. Горького, во время обучения объехали всю Древнюю Русь, а их дипломные работы по современным меркам приравниваются к докторским работам,– поведал мне тихонько Александр Акулов.

 

Как Вера спасла храм,

в котором крестили святого

 

Нижний УфалейУслышанное и прочувствованное на этой удивительной встрече осмысливается участниками до сих пор: нет сомнения в том, что Господь устроил ее для многих благ. Объяснилось и мое присутствие на этом мероприятии: через рассказ Веры Матвеевны перед самым отъездом о том, как однажды ей довелось «спасти храм от взрыва», Господь напомнил мне о священномученике Александре Сидорове, о котором давно хотелось рассказать кыштымцам: он 5 лет работал учителем в Кыштыме в конце 19 века.

Из рассказа Веры Матвеевны:

– Живу я сейчас в Алабуге (Красноармейский район Челябинской области), на исторической родине своих предков. Привожу в порядок, передаю в архивы и музеи свои личные материалы, находки, организовываю выставки своего брата, известного педагога и художника Севастьянова Юрия Матвеевича (1939-2000), создавшего целую систему художественного воспитания детей. Работала и жила раньше в Москве, в Ярославле, в Челябинске… Было в моей жизни два храма, сильно запавших в душу, которые пришлось спасать… Один из них – в Нижнем Уфалее.

– А ведь именно в Нижнем Уфалее (ранее он назывался Нижне-Уфалейский завод) родился будущий священномученик Александр Сидоров, – вспомнилось мне.

Туда искусствоведа Веру Медведеву командировали 6 июля 1984 года как представителя Областного Совета ВООПИК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) – следовало засвидетельствовать, действительно ли здание «бывшей церкви …. не представляет ценности как памятник культовой архитектуры и не может быть использовано и приспособлено для дальнейшей эксплуатации». Такое заключение было вынесено в декабре 1983 года комиссией Уфалейской городской администрации. «Откуда только во мне взялись силы – в один день был составлен новый акт обследования, который убедила подписать членов прежней комиссии», – вспоминала Вера Матвеевна. Состояние здания церкви было действительно плачевным: в алтарной части – обвал перекрытия и повреждение левой стены, главное купольное помещение – трещины по поверхности купола, все перекрытия нарушены, в трапезной сохранилось только несколько половиц пола, кровля разрушена, значительные утраты штукатурки… Все это было отражено и в новом акте, но вывод был иным: «Отмеченное состояние церкви не дает права и не может быть причиной для сноса церкви, так как она является художественно ценным памятником архитектуры». К акту было приложено искусствоведческое заключение В. М. Медведевой, которое ныне в рамочке висит в восстановленном уже в 1992 году храме во имя Казанской иконы Богородицы, а батюшка и прихожане до сих пор молятся о Вере как «спасительнице храма» (об этом Вера Матвеевна узнала со слов своих бывших коллег из Челябинска, побывавших в Уфалее).

Случайностью это назвать

невозможно!

 

Из официального жития известны многие биографические факты из жизни святого, в том числе и дата его рождения. Логически сложно объяснить появившееся после услышанного желание найти метрическую запись о рождении Александра Сидорова, но мною был сделан запрос в Государственный архив Челябинской области. Копию из метрической книги терпеливо пришлось ждать два месяца, но результат был весьма неожиданным: дата рождения святого была отличной от указанной в житии. Оказалось, что родился священномученик в 1867 году не 30 августа (ст.ст.), а 15-го августа (ст.ст.), а на следующий день был крещен. Так ведь получается, что по новому стилю времени – 28 августа 2017 года Господь вложил мысль матушке Ольге Суховой позвонить мне (пропущенный звонок) в день 150-летия со дня рождения Своего избранника! А в день, когда 150 лет назад совершалось таинство крещения Александра Васильевича Сидорова, подал мне автомобиль УАЗ «Патриот», доставил за 200 верст от Алабуги до Кыштыма и Веру Матвеевну Медведеву, напомнил ей историю о спасенном храме, в котором крестили будущего святого… Вот ведь какую работу проделал Господь, чтобы напомнить нам об одном из Своих святых! Любит Он также, когда мы изучаем жизнь святых и молимся Ему через них: «Очи Господни обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1Петр.3,12).

 

Счастливы родители, коих

имена прославляются вечно в их детях…

 

Теперь достоверно известно: священномученик Александр Сидоров родился 15 августа (ст. ст.) 1867 года в поселке Нижне-Уфалейский завод Екатеринбургского уезда в семье крестьянина Василия Федоровича Сидорова, выходца из села Дедикова Зарайского уезда Рязанской губернии, и жены его Акилины (отчество в метрической книге – неразборчиво). На следующий день Александра крестили в Казанско-Богородицкой церкви. Таинство крещения совершил священник Александр Андреевич Смышляев с пономарем Матвием Никитовичем Алексеевым, восприемниками младенца были крестьянин Ефим Иванович Грачев, выходец Вязниковского уезда Владимирской губернии, и девица Клавдия Ивановна Фокина.

До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни родителей святого, но зато теперь можно с уверенностью сказать, что «самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного дерева. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков..!».

Василий Федорович и Акилина постарались дать своему сыну хорошее воспитание и образование.

Пути Господни…

После окончания шести классов екатеринбургской мужской классической гимназии Александр был определен учителем кыштымского двухклассного училища министерства народного просвещения, где работал с 1890 по 1895 год.

Здесь он женился на дочери Кыштымского священника Алексия Павловича Пьянкова (1837-1895) – Марии, имевшей также звание домашней учительницы после окончания Екатеринбургского епархиального женского училища в 1890 году.

В августе 1895 года Александра Васильевича перевели учителем в Ревдинский завод. В ноябре того же года Рязанской казенной палатой он был уволен из крестьянского сословия и принят в духовное звание епископом Симеоном (Покровским).

10 декабря 1895 года состоялось рукоположение Александра Васильевича в сан диакона. Новопосвященного направили для служения в Вознесенскую церковь Кузнецкого села, раньше принадлежавшего к Екатеринбургскому уезду.

В 1897 году отец Александр был рукоположен в сан священника и определен к далматовской Николаевской церкви Шадринского уезда на третью вакансию. Кроме священнических трудов с марта 1898 года отец Александр был законоучителем в церковно-приходской школе деревни Затеча, приписанной к Далматовскому приходу, а позднее исполнял обязанности заведующего далматовской второклассной школой Шадринского уезда, преподавал Закон Божий, а также занимал должность духовного следователя. За усердные труды имел церковные награды.

Далматово В 1906 году скончалась супруга отца Александра, матушка Мария, в возрасте всего лишь 34 лет. Вдовому священнику пришлось одному воспитывать троих детей. По преданию от потомков младшей сестры Марии Алексеевны, у четы Сидоровых на ту пору было два сына: Николай и Анатолий и дочь Мариша (Мария? Марина?). Согласно официальному изданию «Екатеринбургские епархиальные ведомости», которые издавались до мая 1917 года, удалось установить, что сыновья Александра Сидорова до трагических событий 1918 года получали духовное образование. Старший сын Николай был воспитанником семинарских классов при Екатеринбургском духовном училище и в 1916 году после летних каникул должен был «держать поверочные переводные испытания по математике и сочинению». Младший сын Анатолий обучался в Камышловском духовном училище вместе с сыном священномученика Константина Алексеева Сергием. Дальнейшая судьба сыновей и дочери священномученика Александра Васильевича Сидорова пока неизвестна. В 1909 году отец Александр подал в Духовную консисторию прошение уволить его от должности следователя, так как совмещать ее с обязанностями заведующего и законоучителя ему было сложно. Для ведения следствий священнику приходилось часто выезжать в другие приходы, поэтому он не мог регулярно посещать школу, преподавать Закон Божий. Такие отлучки директора и законоучителя отрицательно сказывались на общем ходе учебного процесса. Решением Духовной консистории от 21 июля 1909 года священника Александра Сидорова уволили от должности духовного следователя по 3-му округу Шадринского уезда и возложили эти обязанности на отца Владимира Сергеева.

Кровь льется рекой…

Летом 1918 года Шадринский район стал прифронтовым. В селах уезда образовалось большое скопление разрозненных красных отрядов, из которых шло формирование регулярных частей Красной армии. Именно тогда преследования духовенства перестают носить элементы стихийности и становятся частью политики новой советской власти, оформленной указами и другими законодательными актами. К примеру, комиссар сформированного Северо-Урало-Сибирского фронта Георгербергер имел при себе секретную инструкцию, в которой говорилось: «Вам [поручается] восстановить железной рукою в этом районе революционный порядок и дисциплину. Путем арестов и расстрелов прямых виновников и путем взятия заложников нетрудно будет привести в порядок бунтующую буржуазию. Гораздо труднее будет задача – урегулировать поведение некоторых представителей советской власти Шадринского района, так как в штабе фронта имеется сообщение о том, что местные жители раздражены поведением некоторых комиссаров, которые занимаются пьянством и реквизицией в свою пользу. <…> Штаб фронта, веря в вашу политическую опытность, не ставит Вам никаких рамок для Вашей деятельности, но полагает, что только самая суровая решительность будет в этом случае уместна».

В районе начался кровавый террор. Один из очевидцев тех событий писал: «Кровь льется рекой. Кажется, земля в тяжкой скорби скоро не будет уже раскрывать недр своих, чтобы принимать мертвых…».

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их…» (Евр.13.7)

В начале июля 1918 года красные войска отступили от Шадринска и сгруппировались для отражения наступления частей Белой армии в Далматово. Батюшка мог покинуть свой приход, скрыться на время опасности, тем более что служивший с ним священник, отец Владимир Сергеев, предупредил его о возможном аресте. Однако отец Александр не оставил Далматовской церкви и продолжал служить вместе с отцом Владимиром и диаконом, отцом Василием Ситниковым.

9 июля (н.ст.) 1918 года в соседнем селе Затеченском зазвонили в колокола или по причине окончания утренней службы Тихвинской иконе Богоматери, или по причине прихода частей Белой армии. На колокольный звон Затеченской церкви ответили трезвоном (звоном всех колоколов) в далматовской Николаевской церкви. Звон расценили как контрреволюционный сигнал. Красноармейцы бросились к церкви и схватили находившихся там священников Владимира Сергеева и Александра Сидорова, диакона Василия Ситникова и трапезного работника, который, как потом выяснилось, и звонил на колокольне по благословению отцов. Арестованных доставили в штабной вагон на станцию Далматово. Разбирательство продолжалось недолго. Священников Владимира Сергеева и Александра Сидорова решено было расстрелять на месте без суда и следствия на страх другим служителям Церкви. Они были убиты у железнодорожного переезда около современного поселка Пушкина. С особенной жестокостью красные мучили отца Александра: его подняли на штыки, набили в рот глины и земли и, наконец, расстреляли. Тут же, в Сухом Логу, рядом с линией железной дороги, выкопали яму и зарыли трупы. Произошло это 27 июня (10 июля 1918 года). Диакона Василия Ситникова повезли в село Катайское и по дороге расстреляли. Трапезного работника отпустили домой, но после пережитого им страха он прожил недолго.

После освобождения села от большевиков тела обоих священников были перезахоронены на местном кладбище метрах в пятнадцати севернее церкви. На месте их убийства, северо-западнее железнодорожной будки, близ переезда, был установлен железный крест. В 1919 году после окончательной победы большевиков этот крест был снесен.

Как и двое его собратьев, священнослужителей далматовской Николаевской церкви, отец Александр прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года. Память его совершается 10 июля по новому стилю.

Всего же в Собор святых Екатеринбургской епархии, к которой до трагических событий 1918 года относились и приходы Кыштымского завода, поименно входит 47 священнослужителей, убиенных с 17 июня по 30 октября 1918 года.

Священномучениче отче Александре, моли Бога о нас!

 

 

Просмотров: 455 | Добавил: Vestnik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Приветствую Вас Гость!
Пятница, 29.03.2024, 13:05
Главная | Регистрация | Вход | RSS