Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет
30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29
Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
р/с 4070 3810 2074 3000 1324
Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк»
БИК 047 501 711
кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711
ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001
Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт
09:23 К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ | |
Очи Господни обращены к праведным...
Лариса САВЕЛЮК, православный краевед, член Уральского церковно-исторического общества «Если мы внимательно всмотримся в жизнь человеческую, то непременно уразумеем, что в ней проявляется и управляет любовь, приносящая счастье и блаженство, или же – самолюбие, вносящее в жизнь различные беспорядки и страдание. Можно также видеть, что нередко эти различные свойства духа человеческого, встречаясь в жизни одного и того же человека, а также в жизни целых народов, обществ и семейств, постоянно враждуют между собой. Если в этой борьбе побеждает любовь, в жизни царят мир, счастье, радость, довольство, блаженство. Но когда преобладает самолюбие, то возникают непорядки: вражда, борьба, ненависть и злоба». Всматриваясь в события столетней давности, понимаешь, что в России в 1917 году победило самолюбие, породившее ужасы Гражданской войны и политических репрессий трех последующих десятилетий. А жесточайшие гонения на православных христиан, носителей евангельского учения о любви к Богу и ближнему своему, продолжались с первых дней установления советской власти в 1917 году до «перестройки» конца 1980-х годов — более 70 лет. Но эти же кровавые гонения дали Русской Православной Церкви великий сонм святых, какого она не имела за все предыдущие века своей истории. Архиерейским Собором 2000 года причислены к лику святых все новомученики и исповедники Российские ХХ века – как известные, так и «доныне миру не явленные, но ведомые Богу». С учетом местночтимых святых Украинской и Русской Зарубежной Церквей, общее количество новомучеников и исповедников составляет примерно две тысячи человек, названных поименно. Из их числа на сегодня известны три священномученика, местом земного пребывания которых был Кыштым — Константин Алексеев, Константин Словцов и Александр Сидоров. Сегодня хочется рассказать о последнем. До рукоположения во священники он работал в Кыштыме учителем в 1890-1895 г.г..
Промысл Божий невидимым образом участвует в нашей жизни…
29 августа в 9-33 часа нынешнего года мною было получено смс-сообщение: «Сегодня в 10-30 в храме Рождества Христова работают искусствоведы, кандидаты наук, ждали их почти год, специалисты по истории архитектуры и иконографии нашего храма. Приходите, если интересно» (а накануне был пропущенный звонок с этого же телефона…). Подумалось: «Конечно же, интересно, но люди будут работать, а я-то что – мешать им только? В архитектуре и иконографии я совершенно не разбираюсь, да и добраться из Слюдорудника до Кыштыма уже нет никакой возможности: маршрутка ушла три минуты назад, следующая будет только после обеда…». Склонна была – не ехать, но все-таки пошла на остановку и подумала: «Господи, если на поездку есть воля Твоя — дай мне машину…». Не успела я даже прислушаться, не загудит ли где-нибудь вдали мотор автомобиля, как передо мной бесшумно остановился УАЗ «Патриот», выехавший из соседнего двора! В храм «была доставлена» еще до назначенного времени: служба уже закончилась, но из ожидающих «чего-то» замечаю скульптора Юрия Борисенкова и художника Владимира Аникеева. Их присутствие здесь вполне объяснимо, а по поводу себя уже и не задумываюсь. Вскоре в сопровождении настоятеля храма о. Иоанна Сухова и его помощников появились долгожданные гости: известный кыштымцам Александр Акулов – историк и этнограф, мастер по традиционному костюму и золотому шитью, коллекционер и реконструктор одежды XVI-XIX веков, как оказалось, еще и иконописец, и реставратор (на вопрос: «Как Вы все успеваете?», Александр в кулуарах ответил: «Да не сплю почти!») с двумя спутницами. Ими были искусствоведы Галина Игнатьевна Пантелеева и Вера Матвеевна Медведева. «Мы из поколения «шестидесятников»,– скромно представились они и более чем на шесть часов приковали к себе внимание. Переходя от иконы к иконе, от храма к храму (осмотрели Христорождественский, Духосошествиевский и Троицкий храмы), мы ловили каждое слово из уст профессиональных знатоков иконографии и архитектуры. – Эти женщины в 1969 году закончили Уральский государственный университет им. А. М. Горького, во время обучения объехали всю Древнюю Русь, а их дипломные работы по современным меркам приравниваются к докторским работам,– поведал мне тихонько Александр Акулов.
Как Вера спасла храм, в котором крестили святого
Из рассказа Веры Матвеевны: – Живу я сейчас в Алабуге (Красноармейский район Челябинской области), на исторической родине своих предков. Привожу в порядок, передаю в архивы и музеи свои личные материалы, находки, организовываю выставки своего брата, известного педагога и художника Севастьянова Юрия Матвеевича (1939-2000), создавшего целую систему художественного воспитания детей. Работала и жила раньше в Москве, в Ярославле, в Челябинске… Было в моей жизни два храма, сильно запавших в душу, которые пришлось спасать… Один из них – в Нижнем Уфалее. – А ведь именно в Нижнем Уфалее (ранее он назывался Нижне-Уфалейский завод) родился будущий священномученик Александр Сидоров, – вспомнилось мне.
Случайностью это назвать невозможно!
Из официального жития известны многие биографические факты из жизни святого, в том числе и дата его рождения. Логически сложно объяснить появившееся после услышанного желание найти метрическую запись о рождении Александра Сидорова, но мною был сделан запрос в Государственный архив Челябинской области. Копию из метрической книги терпеливо пришлось ждать два месяца, но результат был весьма неожиданным: дата рождения святого была отличной от указанной в житии. Оказалось, что родился священномученик в 1867 году не 30 августа (ст.ст.), а 15-го августа (ст.ст.), а на следующий день был крещен. Так ведь получается, что по новому стилю времени – 28 августа 2017 года Господь вложил мысль матушке Ольге Суховой позвонить мне (пропущенный звонок) в день 150-летия со дня рождения Своего избранника! А в день, когда 150 лет назад совершалось таинство крещения Александра Васильевича Сидорова, подал мне автомобиль УАЗ «Патриот», доставил за 200 верст от Алабуги до Кыштыма и Веру Матвеевну Медведеву, напомнил ей историю о спасенном храме, в котором крестили будущего святого… Вот ведь какую работу проделал Господь, чтобы напомнить нам об одном из Своих святых! Любит Он также, когда мы изучаем жизнь святых и молимся Ему через них: «Очи Господни обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1Петр.3,12).
Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях…
Теперь достоверно известно: священномученик Александр Сидоров родился 15 августа (ст. ст.) 1867 года в поселке Нижне-Уфалейский завод Екатеринбургского уезда в семье крестьянина Василия Федоровича Сидорова, выходца из села Дедикова Зарайского уезда Рязанской губернии, и жены его Акилины (отчество в метрической книге – неразборчиво). На следующий день Александра крестили в Казанско-Богородицкой церкви. Таинство крещения совершил священник Александр Андреевич Смышляев с пономарем Матвием Никитовичем Алексеевым, восприемниками младенца были крестьянин Ефим Иванович Грачев, выходец Вязниковского уезда Владимирской губернии, и девица Клавдия Ивановна Фокина. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни родителей святого, но зато теперь можно с уверенностью сказать, что «самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного дерева. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков..!». Василий Федорович и Акилина постарались дать своему сыну хорошее воспитание и образование. Пути Господни…
Здесь он женился на дочери Кыштымского священника Алексия Павловича Пьянкова (1837-1895) – Марии, имевшей также звание домашней учительницы после окончания Екатеринбургского епархиального женского училища в 1890 году. В августе 1895 года Александра Васильевича перевели учителем в Ревдинский завод. В ноябре того же года Рязанской казенной палатой он был уволен из крестьянского сословия и принят в духовное звание епископом Симеоном (Покровским). 10 декабря 1895 года состоялось рукоположение Александра Васильевича в сан диакона. Новопосвященного направили для служения в Вознесенскую церковь Кузнецкого села, раньше принадлежавшего к Екатеринбургскому уезду. В 1897 году отец Александр был рукоположен в сан священника и определен к далматовской Николаевской церкви Шадринского уезда на третью вакансию. Кроме священнических трудов с марта 1898 года отец Александр был законоучителем в церковно-приходской школе деревни Затеча, приписанной к Далматовскому приходу, а позднее исполнял обязанности заведующего далматовской второклассной школой Шадринского уезда, преподавал Закон Божий, а также занимал должность духовного следователя. За усердные труды имел церковные награды.
Кровь льется рекой… Летом 1918 года Шадринский район стал прифронтовым. В селах уезда образовалось большое скопление разрозненных красных отрядов, из которых шло формирование регулярных частей Красной армии. Именно тогда преследования духовенства перестают носить элементы стихийности и становятся частью политики новой советской власти, оформленной указами и другими законодательными актами. К примеру, комиссар сформированного Северо-Урало-Сибирского фронта Георгербергер имел при себе секретную инструкцию, в которой говорилось: «Вам [поручается] восстановить железной рукою в этом районе революционный порядок и дисциплину. Путем арестов и расстрелов прямых виновников и путем взятия заложников нетрудно будет привести в порядок бунтующую буржуазию. Гораздо труднее будет задача – урегулировать поведение некоторых представителей советской власти Шадринского района, так как в штабе фронта имеется сообщение о том, что местные жители раздражены поведением некоторых комиссаров, которые занимаются пьянством и реквизицией в свою пользу. <…> Штаб фронта, веря в вашу политическую опытность, не ставит Вам никаких рамок для Вашей деятельности, но полагает, что только самая суровая решительность будет в этом случае уместна». В районе начался кровавый террор. Один из очевидцев тех событий писал: «Кровь льется рекой. Кажется, земля в тяжкой скорби скоро не будет уже раскрывать недр своих, чтобы принимать мертвых…». «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их…» (Евр.13.7) В начале июля 1918 года красные войска отступили от Шадринска и сгруппировались для отражения наступления частей Белой армии в Далматово. Батюшка мог покинуть свой приход, скрыться на время опасности, тем более что служивший с ним священник, отец Владимир Сергеев, предупредил его о возможном аресте. Однако отец Александр не оставил Далматовской церкви и продолжал служить вместе с отцом Владимиром и диаконом, отцом Василием Ситниковым. 9 июля (н.ст.) 1918 года в соседнем селе Затеченском зазвонили в колокола или по причине окончания утренней службы Тихвинской иконе Богоматери, или по причине прихода частей Белой армии. На колокольный звон Затеченской церкви ответили трезвоном (звоном всех колоколов) в далматовской Николаевской церкви. Звон расценили как контрреволюционный сигнал. Красноармейцы бросились к церкви и схватили находившихся там священников Владимира Сергеева и Александра Сидорова, диакона Василия Ситникова и трапезного работника, который, как потом выяснилось, и звонил на колокольне по благословению отцов. Арестованных доставили в штабной вагон на станцию Далматово. Разбирательство продолжалось недолго. Священников Владимира Сергеева и Александра Сидорова решено было расстрелять на месте без суда и следствия на страх другим служителям Церкви. Они были убиты у железнодорожного переезда около современного поселка Пушкина. С особенной жестокостью красные мучили отца Александра: его подняли на штыки, набили в рот глины и земли и, наконец, расстреляли. Тут же, в Сухом Логу, рядом с линией железной дороги, выкопали яму и зарыли трупы. Произошло это 27 июня (10 июля 1918 года). Диакона Василия Ситникова повезли в село Катайское и по дороге расстреляли. Трапезного работника отпустили домой, но после пережитого им страха он прожил недолго. После освобождения села от большевиков тела обоих священников были перезахоронены на местном кладбище метрах в пятнадцати севернее церкви. На месте их убийства, северо-западнее железнодорожной будки, близ переезда, был установлен железный крест. В 1919 году после окончательной победы большевиков этот крест был снесен. Как и двое его собратьев, священнослужителей далматовской Николаевской церкви, отец Александр прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года. Память его совершается 10 июля по новому стилю. Всего же в Собор святых Екатеринбургской епархии, к которой до трагических событий 1918 года относились и приходы Кыштымского завода, поименно входит 47 священнослужителей, убиенных с 17 июня по 30 октября 1918 года. Священномучениче отче Александре, моли Бога о нас!
| |
|
Всего комментариев: 0 | |