Издается по благословлению Высокопреосвященнейшего Феофана, Архиепископа Челябинского и Златоустовского

Православная городская газета г. Кыштым Челябинской области

Реквизиты

Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА  


р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет 30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29

Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ  


р/с 4070 3810 2074 3000 1324 Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк» БИК 047 501 711 кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711 ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001 Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Форма входа

Календарь

«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Объявление

Вы можете оказать посильную помощь в издательстве нашей газеты, перечислив средства на Яндекс-кошелек:
41 00 135 427 023 77
Благодарим вас!!!

Объявление

Внимание! Продолжаются восстановительные работы в Свято-Троицком храме (бывший клуб им. Кирова). Храм открыт с 11 часов каждую субботу , можно прийти и поработать во Славу Божью. Неплохо при себе иметь перчатки и мешки.

Цитата

" Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский
св. пр. Иоанн Кронштадтский

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2018 » Декабрь » 26 » История одного шедевра
09:48
История одного шедевра

Если есть Троица Рублева — значит есть Бог!

История создания «Святой Троицы» Андрея Рублева, на грани мистики и, кажется, за гранью понимания. Икона скромно провисела пять веков в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, казалось бы, ничем не привлекая внимание мирян: не мироточила, не исцеляла... Все изменилось в начале XX века, когда ее «открыли». Что же увидели современники?

 

Символ духа и эмблема русской культуры

На рубеже XIX-XX веков русская иконопись была «открыта» как искусство. Иконы начали вынимать из окладов, которые закрывалиих практически полностью, и «вдруг» обнаружили удивительный мир Святой Руси. Когда «открыли» Святую Троицу,то все были поражены красотой авторского слоя. Вместо тёмных, «дымных» тонов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы зрители увидели яркие солнечные краски, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы первой половины XV века. Рублев не знал памятников итальянского искусства, а следовательно, и ничего не мог из них позаимствовать. Его главным источником вдохновения была византийская живопись эпохи Палеологов.

«Как долго и как внимательно ни изучаешь икону Святой Троицы, ее нежная грация, ее вдохновенная мистическая сила не перестают волновать воображение; можно приподнять слой за слоем черты ее стиля, можно раскрыть ее содержание, но и после долгого и тщательного анализа остается еще нечто, что придает этому памятнику очарование, по-видимому, неисчерпаемое. Словно жизнь продолжает питать эти линии, эти лики, и каждый новый день ложится на них светом своих лучей, горестью своих забот и тоскою своего умирания. Эта зыбкая небесно-светлая красота сама по себе уже говорит о том, что мы имеем дело с памятником, созданным необычайно высокой творческой личностью». Так писал о ней в 1915 году художественный критик Н. Н. Пунин, почувствовавший ее исключительную эстетическую ценность, которая, пленяя и очаровывая, не открывает, однако, самого важного и существенного — того «нечто», что скрыто за художественной красотой, линий, форм и красок. Никто из авторов, написавших о рублевской Троице замечательные статьи и книги, не смог сказать, что он все узнал об этом уникальном произведении. Чтобы приблизиться к пониманию этого величайшего творения преподобного Андрея Рублева, нужно попытаться вникнуть в содержание понятия «Святая Животворящая Единосущная Троица».

 

Сюжет  и почитание

В первой книге Библии, называемой «Бытие», рассказывается о потомке Ноя, праведном Аврааме, избранным Богом, чтобы от него произошел великий народ, а в конце Ветхозаветной истории — Дева Мария, Богородица и Матерь Божия. Господь заключил с Авраамом завет, который он должен был исполнить по любви к Богу и преданности Ему. Согласно этому завету, Аврам получил несколько измененное имя — Авраам, и ему было предназначено стать отцом многочисленного народа. Но Сара, жена Авраама, уже состарилась, но так и не принесла ему детей. И вот Господь явился ветхозаветному праведнику и сказал, что Он благословляет Сару: она будет называться Саррой и через год родит ему сына Исаака. По велению Господа Авраам поселился в земле Ханаанской, в Хевроне у дуба Мамре.

Авраам возвел свои очи к небу и увидел: «...Вот, три мужа стоят против него». Он побежал навстречу им, поклонился до земли и пригласил отдохнуть «под сим деревом» и подкрепиться угощением. Путники согласились. Авраам поставил на стол мясо теленка, масло и молоко, и, пока они ели, стоял возле них под деревом. «И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время (в следующем году), и будет сын у Сарры, жены твоей» (Быт. 18:10) Господь дал престарелой Сарре и ее столетнему мужу сына Исаака, но, чтобы испытать его веру и преданность Богу, «искушал» его. «Возьми сына твоего, единственного, которого ты любишь, Исаака и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение (в жертву) на одной из гор, о которой я скажу тебе (Быт. 22:18). Авраам выполнил волю Бога: сделал жертвенник с дровами для сожжения жертвы, связал безропотному сыну руки и занес над ним нож, чтобы заколоть его, как полагалось по обряду жертвоприношения. Но в этот момент Господь, видя, что Авраам действительно боится и любит Бога и не пожалел ради Него единственного своего сына, послал Ангела Господня, чтобы возвестить Аврааму Свое Слово и послать ему для жертвоприношения овна — ягненка, агнца.

Святые отцы истолковали эти ветхозаветные сюжеты как прообраз событий, которые должны были исполниться и действительно исполнились в Новом Завете с пришествием в земной мир Сына Божия Иисуса Христа. Явление Аврааму Господа с двумя спутниками или Господа в облике трех мужей было истолковано как явление Триипостасного Бога Троицы — Отца, Сына и Святаго Духа. При этом воплотившийся и вочеловечившийся Сын Божий, совершая подвиг самопожертвования, оставался неразлучно в Единосущной Троице — в нерасторжимом единстве со Отцом и Святым Духом.

Идея того, что в образе ангелов Аврааму открылась единая сущность Святой Троицы — утвердилась к IX-X векам.

Главный догмат христианства, согласно которому Бог существует в трех Лицах нераздельно, неслиянно, неразлучно и неизменно — непостижим для ограниченного человеческого разума. Между человеком, как тварным, сотворенным Богом существом, и Творцом положен непреодолимый духовный предел; человек не должен «испытывать тайны Божии». Он может приблизиться к Богу, «познать» его лишь верой, любовью к Нему и ко всему творению. Однако гордый человеческий разум, испорченный «первородным грехом», совершенным прародителями Адамом и Евой по научению темного духа, противника Бога, всегда стремился к своемыслию, а как следствие — к неправильной рационализации Божественного из-за пребывания во грехе. Так возникли антитринитарные ереси, подвергающие сомнению Триипостасное бытие Божие.

Однако святые отцы, верные заповедям Христовым и основанным на них догматам, напротив, видели в библейских событиях символическое отображение этих догматов и дали глубокое богословское обоснование необходимости их изображения.

Как воспринимали Троичный догмат на Руси в XIV-XV веках? На пятидесятый день после Воскресения Христова (Пасхи) в Православной Церкви отмечается праздник Пятидесятницы — Сошествия Святаго Духа на апостолов. Во второй половине XIV века, в эпоху преподобного Сергия Радонежского и, несомненно, при его участии в этот день стали праздновать не только сошествие Святаго Духа, но и Святую Троицу. День Пятидесятницы стал именоваться днем Святой Троицы, а Сошествия Святаго Духа отмечали на следующий день — в понедельник. Смысл такого двойного праздника заключается в том, чтобы во всей полноте и символической наглядности показать и напомнить о неслиянном и нераздельном бытии Единосущного Бога, о равенстве Его Ипостасей, существующий в единомыслии, согласии и любви, о животоврящей Божественной энергии, пронизывающей весь тварный мир — видимый и невидимый.

 

«В похвалу»

игумену земли Русской

Объяснение этой чисто русской литургической традиции нужно искать в духовной жизни Руси того времени. Главным духовным подвигом преподобного Сергия Радонежского, как следует из его жития, была проповедь жизни по образу Святой Троицы, то есть жизни во взаимной любви, согласии и единении всего людского рода и всего творения Божия. Он защищал и обосновывал догмат о Нераздельной Единосущной Троице не богословскими трактатами, а примером своей жизни. В 1345 году в Московском княжестве под Радонежем он основал монастырь, посвятив его Святой Троице. Ученики преподобного Сергия распространили его идеи, на Руси возникло много Троицких храмов, было написано много икон Святой Троицы.

Как в последствии писал В.О. Ключевский: «Свято-Троицкая Сергиева Лавра являет собой как бы «краткий конспект бытия нашей Родины, то есть художественный портрет России и место, где наше Отечество ощущается как единое целое. Все основные направления русского бытия берут своё начало отсюда, как из неиссякаемого потока. Поэтому в Троице-Сергиевой Лавре, как в фокусе, собраны все самые лучшие достижения русской культуры».

Главным и единственным образом, подлинным «троичным богословием в красках» стала Святая Троица Андрея Рублева, духовного ученика преподобного Сергея Радонежского. Это произошло потому, что в этом образе сосредоточено внимание не на историческом или бытовом аспектах Гостеприимства Авраама, а на догматическом: в нем выявлено учение Церкви о Пресвятой Троице. Согласно преданию, дошедшая до наших дней икона была написана «в похвалу» игумену Сергию, чтобы почтить его святую память, что представляется вполне достоверным историческим фактом, передаваемым от поколения к поколению — «из уст в уста». В Троице преподобный Андрей Рублев выразил мировосприятие, «троичное богословие» преподобного Сергия и свое «смиренномудрие», радостное, любовное отношение к непостижимой разумом, но воспринимаемой чутким верующим сердцем «Троице Единице».

Уникальность иконы выражается не только в совершенстве художественной формы, адекватной глубокому и, по сути, неисчерпаемому духовному содержанию, но также и в феномене ее восприятия. Образ Святой Троицы, созданной иноком -иконописцем Андреем Рублевым, принадлежит к тем редким творениям человеческого гения, которые никогда не перестанут волновать умы и сердца людей, привлекать к себе Небесной красотой и скрытой в ней тайной Боговидения и боговдохновенного художественного творчества. Разные люди, в зависимости от своего внутреннего устроения, по-разному воспринимали это великое произведение, но все их высказывания по-своему точны и интересны. Приведем некоторые из них: они помогут нам увидеть и лучше понять рублевскую Троицу.

Известный историк и писатель С.П. Шевырев, впервые увидев Троицу в 1847 году, так описал свои впечатления: «В дорогих окладах мне были видны только лики трех Ангелов. Письмо византийское, превосходное. Необычайная красота и грация разлиты по этим ликам, чисто греческим. Очертания лиц, глаз, волос имеют волнистое движение. Все три Ангела с любовью склоняют друг к другу головы и составляют как бы одно нераздельное целое, выражая тем символическую мысль о любвиобильном единении лиц Пресвятой Троицы».

Блестяще образованный князь Юрий Александрович Олсуфьев, ставший в советское время бедно живущим искусствоведом, дал очень точное определение этого произведения, неоднократно цитируемое впоследствии: «Нет возможности в нескольких словах выразить всю полноту впечатления, которое дает икона Троицы: можно лишь смело сказать, что нет ей подобной по творческому синтезу вершин богословской концепции с воплощающей ее художественной символикой, нашедшей выражение в ритмо-графичесих, гармонично-красочных сверхпластичных построениях». Он с восторгом воспевал «музыкальную красоту» колорита знаменитой иконы: «Мир красок, нежно-прозрачных на ликах и интенсивно-голубых в доличном, их сочетания и их переливы. Затем золото фона. Как все это бесконечно далеко от натуры, вместе с тем какую реальную все это выражает красоту. Разве эти краски не отклики преображенной цветовой изысканности, постигнутой Рублевым? Эта нежная, дымчатая прозрачность вохрения, чарующая нас своей свежестью? А необычайный голубой цвет четырех оттенков гимания, несравненный по интенсивности, насыщенности голубец, разве это не суммирующая формула как бы для всей лазури, разлитой в мире?..»

По художественному совершенству и глубине духовного содержания образ Троицы Андрея Рублева неоднократно сравнивали с древней византийской Владимирской иконой Богоматери, которая ныне находится в церкви Святителя Николая при Третьяковской галерее. Профессор философии, князь Е.Н. Трубецкой напомнил, что икона была написана «в похвалу» преподобному Сергею Радонежскому примерно через семнадцать лет после его кончины по заказу его ученика — преподобного Никона Радонежского: «В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения преподобного. О чем говорят эти грациозно склоненные книзу головы трех ангелов и руки, посылающие благословение на землю? И отчего их как бы снисходящие к чему-то низлежащему любвиеобильные взоры полны глубокой, возвышенной печали? Глядя на них, становится очевидным, что они выражают слова первоосвященнической молитвы Христововй, где мысль о Святой Троице сочетается с печалью о томящихся внизу людях. «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду, Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17:11). Это — та самая мысль, которая руководила св. Сергием... Он молился, чтобы этот звероподобный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в Предвечном Совете Живоначальной Троицы. А Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую и печаль, и надежду св. Сергия о России».

Одной из главных тем в истолковании богословского содержания Троицы Андрея Рублева была и остается ныне попытка соотнести каждого ангела с одним из трех Лиц Триипостасного Бога. Поскольку на нимбах нет перекрестий, это позволило одним исследователям видеть в среднем ангеле Иисуса Христа, а другим — Бога Отца. Однако, несмотря на все кажущиеся убедительными аргументы последних, единственно правильным соотнесением Ипостасей является тот догматически утвержденный порядок, который выражен в Символе веры и в молитвах. Об этом хорошо сказал богослов А. А. Успенский: «Ангелы помещены на иконе в порядке Символа веры: верую в Бога Отца, Сына и Духа Святаго. Полной неописуемости первой ипостаси, которой и в Символе веры посвящены лишь немногие и сдержанные выражения, соответствует неопределенность и сдержанность расцветки верхней одежды левого ангела (нежно-розовый плащ с коричневыми и сине-зеленоватыми рефлексами). Пространственному по сравнению с другими и точному изложению в Символе о второй ипостаси соответствует четкость и ясность цветов воплотившегося Сына Божия (пурпурный хитон и синий плащ). Наконец, главный цвет третьего ангела — зеленый. По толкованию св. Дионисия Ареопагита, он означает «молодое, находящееся в полноте сил», что определенно указывает на свойства все обновляющего и возрождающего к новой жизни третьего лица Св. Троицы. Тонко прочувствованная гармония красочных взаимоотношений иконы составляет одно из главных ее очарований».

Ко времени написания иконы Святая Троица Андрей Рублев был не только прославленным мастером, но и мужем, достигшим высокой духовной жизни. Современники свидетельствуют о его даре созерцания, благодатном состоянии безмолвия. Образ Святой Троицы созревал в чистой душе, как жемчуг в жемчужнице... Он был и «живописцем преизрядным», и духоносным мыслителем, молитвенным созерцателем Божественных тайн, который «богословествовал в красках».

 

Икона Святой Руси

Средневековые иконописцы обязательно изображали всех участников притчи. Рублев представил ее по-своему. Мы не видим ни Авраама, ни его жены Сарры, а только Троицу. Ангелы расположены так, что линии их фигур образуют замкнутый круг. У каждого есть скипетр (символ власти) и лазурные одежды (знак неземной сущности)...

Иконописное изображение лиц Святой Троицы, находящихся в состоянии не только беседы, но и во взаимном общении и согласном действии, естественно возводит нашу мысль к... Совету Предвечному Святой Троицы, положившему начало бытию миру и промыслу о человеке. Этот величественный момент... Совета, определяющего судьбы мира и путь спасения человека через умилостивительную жертву, и запечатлел в образах и символах смиренный инок Андрей. Через эту идею представления о триипостасном Божестве неразрывно соединяются с понятием «домостроительства» и раскрывается основная мысль композиции: «Триипостаный Бог есть Любовь». Единовременность и согласованность движений говорят о принятом едином решении, единой воле, едином действии лиц Святой Троицы: спасти человека ценою крестной жертвы Сына Человеческого. Определение это кладет начало домостроительству спасения рода человеческого...

… Три ангела тесным кольцом окружают трапезу и стоящую на ней чашу с таинственным содержимым. Хотя их взоры не устремлены на чашу, но движение десниц сосредоченно вокруг нее... Чаша, очевидно, имеет особое символическое значение. Так как трапеза очень похожа на жертвенник, то чаша может выражать идею жертвы, идею, тесно, связанную с общей композицией иконы, а также является «догматическим» центром иконы. Эти идеи развил и дополнил профессор богословия А. А. Ветелов. Приведем из его трудов несколько цитат, важных для понимания уникального произведения: «Уже в... ранние годы своего иконописного труда-подвига и неотделимо связанного с ним духовного созревания — инок Андрей, созерцая иконы Святой Троицы византийского письма, мог задуматься над несовершенством изображения в этих иконах тайны Святой Троицы. В них главной идейной и исторической основой являлось обетование Божие Аврааму о рождении сына Исаака. Поэтому и явившиеся ему ангелы, изображаемые на этих иконах, казались и воспринимались скорее как ангелы-вестники воли Божией, чем ангелы Лиц Святой Троицы». На своей иконе Андрей Рублев написал: "Совет Пресвятой Троицы". Но не тот изначальный, неведомый и неизобразимый Совет, который предшествовал созданию мира, а Совет, который сам иконописец условно изобразил как приуроченный к «ходу времени», к важнейшим историческим моментам в Божием домостроительстве спасения человека.

Не строгое и неприклонное, не суровое и властное Божество зовет и ожидает человека на иконе Андрея Рублева, а трижды прекрасное и светоносное, трижды любящее и благое, трижды скорбное и зовущее к миру, любви, к преодолению «ненавистной розни» и всякой вражды».

 

Тайна Божественного бытия

Наши талантливые предки помогли нам подойти к иконе, заинтриговали скрытой в ней «тайной», настроили на ее восприятие. Так давайте же рассмотрим икону и расскажем о ней своими словами. Вначале попытаемся вникнуть в догматическое определение «Святая Живоначальная Единосущная Троица». Сразу скажем, что понять это человеческому уму невозможно, не помогут никакие знания. Это недоступная тайна Божественного бытия. Можно лишь привести приблизительное образное сравнение с солнцем, огненный шар которого существует вместе с исходящими от него теплом и лучами света; солнечный диск, тепло и свет, видимые и ощутимые в отдельности, неотделимы от невидимой сущности солнца. Люди духовные и тем более святые намного глубже приближались к этой Божественной тайне благодаря своей непоколебимой вере и непрестанной молитве. Таким молитвенником и созерцателем небесного мира был инок-иконописец Андрей Рублев, причисленный к лику святых. Благодаря своей чистой, глубокой вере и данному ему Богом непревзойденному таланту живописца, он воплотил своей кистью открывшееся ему небесное видение — мыслимый в доступных человеческому восприятию земных формах непостижимый образ Святой Троицы и художественно запечатлел его в изумительно прекрасных линиях и красках. Павел Флоренский так определил духовную и художественную сущность Троицы преподобного Андрея Рублева: «Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева, этому ничему в мире не равную лазурь — более небесную, чем само земное небо, да, воистину пренебесную лазурь... эту невыразимую грацию взаимных склонений. Эту премирную тишину безгласности, эту бесконечную друг другу покорность — мы считаем творческим содержанием Троицы».

Дата появления иконы — 1410-й год, по мнению исследователей, представляется наиболее вероятной. Впервые "официально"о ней упоминается в постановлении Стоглавого собора (1551 год), где она признается соответствующей церковным канонам.

Небесную красоту Троицы, ее боговдохновенное содержание поняли и высоко оценили и современники, и все последующие поколения видевших ее людей. В Троице-Сергиевом монастыре, для которого она была написана, икона почиталась чудотворной. Царь Иван Грозный, неоднократно посещавший этот монастырь, повелел украсить икону золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Видимо, для этого монастырскую святыню в 1547-1548 годах привозили в Москву. Здесь ее украсили новым золотым окладом, после чего вновь возвратили в Троицкий собор монастыря. Через несколько лет по заказу царя Бориса Годунова был сделан еще более роскошный оклад, щедро усыпанный самоцветами и отборным жемчугом.

Закончить историю этого шедевра хочется словами выдающегося математика, поэта и священника Павла Флоренского, которого за многочисленные таланты называют "русским Леонардо": «Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках; примерно оно может быть построено умозаключением: «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог».

 

По книге Людмилы Александровны Щенниковой

«Святая Троица»,

известного специалиста

по древнерусскому искусству, вышедшей в серии «Русская икона. Образы и символы.

Андрей Рублёв

(около 1360 — 17 октября 1428, Москва) наиболее известный и почитаемый русский иконописец книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: родился Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде), из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей.

Первое упоминание о нем в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. В 1410 или 1425—27 годах он создал свой шедевр — «Троицу».

Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре.

В своих произведениях Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры.

Помимо бесспорной «Троицы» большинство исследователей соглашаются с тем, что его кисти также принадлежит Звенигородский чин («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил»).

Поместным собором Русской Православной Церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобных святых.

По Православному календарю память святому совершается 3 раза в год: 4 (17) июля, 6 (19) июля и 26 августа (8 сентября).

< В честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.

Просмотров: 271 | Добавил: Vestnik | Теги: Андрей Рублев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Приветствую Вас Гость!
Суббота, 27.04.2024, 09:02
Главная | Регистрация | Вход | RSS