Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет
30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29
Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
р/с 4070 3810 2074 3000 1324
Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк»
БИК 047 501 711
кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711
ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001
Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт
16:44 ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ | |
Уже десять лет, как отошел ко Господу митрофорный протоиерей Николай ГАШКОВ. Его жизнь пришлась на тот «глухой» советский период, когда, казалось, что Церковь «утилизируют» уже одними административными ресурсами. Достаточно уволить с работы, лишить детей яслей, трудовых наград и т. д. Отец Николай был одним из немногих, кто нашел в себе силы с Божией помощью сопротивляться целой Системе богоборческого государства. В его послужном списке — служение почти в 20 храмах нашего региона — от Алапаевска и Верхотурья до Катав-Ивановска на Южном Урале. Причем, уникальность в том, что многие из этих храмов никогда не закрывались... Самый же большой отрезок времени он посвятил нашему городу: 19 лет — в храме Рождества Христова и восемь лет, буквально до последних дней своей жизни, — в старейшей церкви Челябинской области — Сошествия Святаго Духа на апостолов. В общей сложности — пятьдесят лет в духовном сане. "Священник — Ангел Господа Вседержителя, говорил Иоанн Крондштатский. — Служение священническое есть служение небесное, служение нетления и безсмертия, вечной жизни, служение правды и святыни, служение, коим души человеческие возрождаются, очищаются, освящаются, обновляются, возводятся к совершенству возможному для человека с помощью Божиею и обожаются...»
Николай Гашков родился 15 ноября 1931 года в селе Красногорка Уинского района Пермской области в семье рабочих. По окончании семи классов школы на станции Уфимка Ачитского района Свердловской области юноша устроился наладчиком на стекольный завод. В послевоенные годы в стране началось частичное возрождение церковной жизни, открытые гонения были временно прекращены. «В то время я работал на заводе, имел рабочую специальность. Однажды поехал в церковь на Пасху, добирался поездом – в товарном вагоне, – вспоминал отец Николай. – Народу возле церкви было очень много, так всю ночь и не сумел туда зайти. Еду обратно в угольном вагоне, лежу – смотрю на звезды и думаю: «И зачем ездил? Ведь только на крылечке и постоял…». И вдруг будто небеса надо мной разверзлись… Охватила радость небывалая, что только и сумел выдохнуть: «А ведь на крылечке-то постоял!» В годы войны и сразу после нее на Урале были открыты храмы и молитвенные дома. К 1947-1948 годам их стало: в Свердловской области – 33, в Пермской – 73, в Челябинской – 38. Но государство по-прежнему сохраняло свой атеистический характер и могло причинить немало бед тому, кто посещал церковь. Юный Николай продолжал ездить в храм тайком – по-видимому, в Красноуфимск. «Запрыгиваю однажды в тамбур вагона – и испугался даже: там мастер с нашего завода… В церкви его тоже увидел, но виду не подали, что знаем друг друга, – рассказывал отец Николай. – Так, случалось, и ездили вместе, но никогда не разговаривали».
Владыка Вениамин имел богатый духовный опыт. В юности он посещал Оптину пустынь, беседовал со старцами и на всю жизнь сохранил завет-молитву одного из них – иеросхимонаха Нектария, повторяя в трудные минуты: «Боже! Дай мне благодать Твою!» А в студенческие годы будущий митрополит однажды сослужил во время Божественной литургии великому молитвеннику Земли Русской праведному Иоанну Кронштадскому.
Начало служения
В 1957 году Николай Гашков окончил второй класс семинарии и по состоянию здоровья прервал обучение. В августе того же года он вступил в брак с Ниной Васильевной Кирилловой. 3 октября 1957 года архиепископ Свердловский и Ирбитский Мстислав (Волонсевич) назначил Николая Гашкова на должность псаломщика Екатерининской церкви города Алапаевска. А уже 19 декабря (в праздник святителя Николая Чудотворца, своего небесного покровителя) отец Николай был рукоположен в сан диакона и зачислен в клир в Параскеевской церкви села Савино Свердловской области. В Екатеринбургской епархии в то время большинство клириков находились в преклонном возрасте. Желающих стать священниками практически не было, а на тех немногих, кто к этому стремился, оказывали такое воздействие, что навсегда отбивали охоту. Все рукоположения в священный сан жестко контролировались Советом по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР. В 1954 году рукоположений не было, в 1955 и 1956 годах посвящено в сан священника два и три человека соответственно. В 1957 году был рукоположен один священник и один диакон – наш отец Николай. В 1958 году была одна хиротония – 15 июня за Божественной литургией в кафедральном соборе города Свердловска Преосвященным Флавианом, епископом Свердловским и Курганским, рукоположен в сан иерея диакон Николай Михайлович Гашков.
«Узелок все время был наготове…» В 1958 году началась новая кампания против Церкви, инициированная первым секретарем ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущевым. За 20 лет он пообещал построить коммунизм, а в 1980 году показать по телевизору «последнего попа». В соответствии с новой установкой на искоренение религии возобновилось массовое закрытие храмов и монастырей, была значительно усилена антирелигиозная пропаганда. В период между 1961 и 1964 годом было осуждено 1234 человека по религиозным мотивам и приговорено к тюремному заключению или ссылке. От отца Николая приходилось слышать: «Узелок все время был наготове». Число клириков по сравнению с 1948 годом в стране сократилось вдвое. Под различными предлогами, надуманными и спровоцированными, закрывались церкви и молитвенные дома: в Свердловской области было закрыто 12 церквей из 33, в Курганской области – 4 из 14. В Челябинской области осталось всего 15 приходов. Хрущевские гонения характеризовались мощным идеологическим давлением со стороны властей, стремившихся подорвать потенциал Церкви, разрушить ее изнутри и дискредитировать в глазах народа. Неся свое пастырское служение, молодой иерей Николай Гашков стойко выдержал все испытания. Ради пользы Церкви его переводили из одного храма в другой. С июня 1958 года по январь 1966 года отец Николай служил в шести церквях Свердловской области: настоятелем Свято-Покровской церкви села Балакино Нижнетагильского района; вторым священником Введенской церкви села Пристань; настоятелем Успенской церкви города Верхотурье; настоятелем церкви Святой Марии Магдалины села Лая; священником в Свято-Троицком храме города Ирбита; настоятелем Никольской церкви села Николо-Павловское. За усердную службу Церкви Божией в эти годы отец Николай был награжден набедренником и скуфьей.
Напутствовал святого Особенного внимания заслуживает следующий факт. С октября 1959 до февраля 1961 года продолжалось служение отца Николая в кладбищенской Успенской церкви города Верхотурья. Неказистый снаружи храм оставался единственным светильником Христовой веры для жителей Верхотурья и окрестностей в годы советской власти. Николаевский монастырь был превращен в колонию для несовершеннолетних преступников, Покровский женский монастырь — в банно-прачечный комбинат, в Свято-Троицком храме размещалась библиотека... Именно в Верхотурье жил в то время иеромонах Иоанн (Кевролетин), единственный из верхотурской братии вернувшийся к стенам родной обители в середине 1940-х годов. В 2000 году он был причислен к лику святых как преподобноисповедник. Угодник Божий скончался 27 января 1961 года, и именно отец Николай Гашков был тем священником, который в последний раз приобщил его Святых Таин. Об этом факте упоминает монахиня Валентина (Сергеева) в своем рассказе о смерти иеросхимонаха Иоанна: «В последний день – это было на Нину Равноапостольную, 27 января, я вижу, что он совсем слабый, спрашиваю: «Батюшка, ставить укол?». «Ставь, ставь», отвечает он. Пришел молодой священник отец Николай причастить его. Потом глаза уже помутнели. К нему стали подходить: «Вы меня узнаете, батюшка?» Он всех узнал, да еще каждую палкой легонько постукал. Очень много чад у него было, много приехало на похороны». Трогательное житие преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина), принявшего сан и монашеский постриг еще до революции и немало претерпевшего от советской власти, пожалуй, никого не может оставить равнодушным к личности святого. Читая его, я с наивным огорчением думала: «Батюшка служил в городах Касли и Карабаш, как же он миновал Кыштым, расположенный между ними?» Но оказалось, что духовная нить между преподобноисповедником Иоанном (Кев- ролетиным) и Кыштымом все-таки существует, и проложил ее Господь через отца Николая Гашкова, который напутствовал Святыми Дарами иеросхимонаха Иоанна в последний час перед исходом его души в жизнь вечную.
Кыштымский пастырь С июня 1960 года по апрель 1989-го свердловские архиереи управляли и Челябинской епархией. Указом управляющего Челябинской епархией, епископа Свердловского и Курганского Флавиана, 1 февраля 1966 года, согласно приглашения исполнительного органа церкви и своего прошения, Николай Гашков был назначен настоятелем Христорождественской церкви города Кыштыма Челябинской области. В тот момент это была одна из 15 действующих церквей Челябинской области. Здесь батюшка прослужил более 19 лет, сохраняя духовную жизнь не только города Кыштыма, но и близлежащих городов и сел северной части области. В то время государством правил Л.И. Брежнев. Давление на Церковь было несколько ослаблено, однако вплоть до конца 1980-х годов она оставалась на положении социального изгоя. Невозможно было открыто исповедовать христианство и при этом занимать хоть сколько-нибудь значимое место в обществе. Миссионерская, просветительская и благотворительная работа была запрещена. Вся деятельность Церкви по-прежнему находилась под строжайшим контролем. При малейшем нарушении законодательства о культах региональный уполномоченный Совета по делам религий мог наказать, например, отобрать регистрацию (официально это называлось снятием священнослужителя с регистрационного учета). Батюшка очень любил служить в храме и, разумеется, боялся лишиться регистрации. Тем не менее, для пользы дела он часто рисковал, все упование возложив на Бога. Один из примеров таких «опасных ситуаций» в его жизни описал Михаил Светлов в статье «Чиновные иконы»: «Когда отца Николая году в 66-м переводили из Ирбита в Кыштым, он присмотрел в дровяном сарае заложенные всяким барахлом царские врата, вынесенные из закрытой церкви. Сторож по секрету сообщил, что двери приговорены к сожжению. Только власти еще не определились, где и как это сделать втихую, не привлекая лишнего внимания. Отец Николай знал, что в Кыштыме иконостас зияет дырами. Не хватает также северных и южных дверей… В общем, заполнил он контейнер вратами и прочей церковной утварью, а начальнику станции сказал, что перевозит домашний скарб. “Подвел меня грузчик-комсомолец, – вспоминал батюшка, – углядел позолоту и побежал стучать: мол, поп драгоценности вывозит. Ну, начальник на меня и взъярился. А тогда что коньяк, что водка почти одинаково стоили. Я и не поскупился: успокоил гневного начальника презентом со звездочками”». За ревностное служение отец Николай был награжден многими церковными наградами: камилавкой (22 июля 1967), наперсным крестом (8 апреля 1968), вынесением архипастырской благодарности (7 марта 1969), саном протоиерея (30 апреля 1972), палицей (12 июля 1977), крестом с украшениями (10 мая 1983). В мае 1985 года по состоянию здоровья протоиерей Гашков Николай Михайлович был почислен за штат. По излечении ему было обещано предоставить другое место. В СССР к власти в это время пришел М.С. Горбачев. Церковь начала выходить из вынужденной изоляции, ее иерархи стали появляться на общественных трибунах. На рубеже 80-х и 90-х годов миллионы людей на всем пространстве бывшего Советского Союза вернулись к православной вере. Но каждое новое время приносит и свои трудности. Государство начало возвращать православным общинам разрушенные храмы, которые церковь должна была восстанавливать за свой счет или за счет добровольных пожертвований верующих. В неимоверно сложных обстоятельствах оказались в то время и церковная иерархия, и рядовое духовенство. После болезни батюшка безропотно нес свое послушание там, где, по мнению священноначалия, это было наиболее необходимо. Так, с 15 мая по 15 июня 1986 года продолжалось его служение в Никольской церкви села Быньги Невьянского района Свердловской области. 19 июня 1986 года он стал священником Свято-Симеоновского храма города Челябинска, а 1 февраля 1988 года был назначен настоятелем Казанско-Богородицкой церкви города Катав-Ивановска Челябинской области. В дальнейшем отец Николай служил в Кусе, Каслях, Озерске, занимался вопросами, связанными с восстановлением храма в селе Большой Куяш.
Годы возрождения 13 ноября 2000 года протоиерей Николай Гашков назначен на должность настоятеля вновь открытого храма Сошествия Святого Духа на апостолов в городе Кыштыме. По молитвам батюшки находились люди, помогавшие восстанавливать древнейшую святыню города, жертвовавшие стройматериалы, необходимые для первоочередных противоаварийных работ, приносившие иконы, ковры и поло- вички. 8 декабря 2002 года митрополит Челябинский и Златоустовский Иов освятил храм и совершил в нем первую после почти 70-летнего перерыва литургию. Сложно оценить по достоинству труд батюшки по возрождению этого храма. Еще в 1996 году храм в числе 13 других совместным распоряжением Министерства культуры Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом был, как будто бы, передан в пользование Челябинской епархии Русской Православной Церкви. Но принимать какие-либо решения по его восстановлению было очень сложно, так как не было оформлено юридически право пользования. В законодательстве по этому поводу не могли разобраться даже местные органы власти. В 2004 году отец Николай делился своими проблемами с журналистом газеты «Кыштымский рабочий»: «Впритирку к нам стоят гаражи, доставшиеся в наследство от кинопроката. Свет застят, в помещении из-за них холодно и сыро. А как убрать – представления не имею. Принадлежат они областной организации кинопроката, если такая ещё существует. Обращался я к Ларисе Павловне Глазковой, главной в городе по имуществу, но она записочку мне что-то не шлёт. Самим снести? Да в тюрьму садиться неохота». К радости отца Николая, в декабре 2007 года по его ходатайству Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом дало поручение собственному территориальному управлению по Челябинской области осуществить мероприятия, связанные с передачей в безвозмездное пользование «федерального имущества религиозного назначения» – здания храма и земельного участка. 27 февраля 2008 года отец Николай подписал соответствующий договор. В стенах территориального управления Росимущества по Челябинской области прозвучало: «Вы создали прецедент!». «Простите! Может быть, за кого-нибудь не домолился» Светлый образ батюшки до сих пор не уходит из сердец прихожан, но полное осознание того, что нам довелось жить рядом с истинным подвижником благочестия, пришло только после окончания его земного пути – 3 сентября 2008 года митрофорный протоиерей Николай Гашков перешел в жизнь вечную. Многим запомнились слова отца Николая в Прощеное воскресенье 2008 года: «Простите! Может быть, за кого-нибудь не домолился». Верующие помнят батюшку и надеются, что его молитва о своей пастве продолжается и по сей день. Ведь начатое им восстановление храма продолжается. На девятый день после кончины отца Николая над храмом Сошествия Святого Духа на апостолов засиял золотой купол с крестом, а около сорокового дня был, наконец, подписан договор о передаче приходу в безвозмездное пользование земельного участка, на котором находится здание церкви и дом сторожа. Труды отца Николая по реставрации храма и спасению душ прихожан продолжает сегодня молодой священник Константин Семенов.
Лариса САВЕЛЮК, православный краевед
P.S. Огромная просьба ко всем, кто помнит и любит отца Николая написать свои воспоминания о батюшке и передать их в редакцию. Или позвонить по телефону автору публикации: 8-9220184763. | |
|
Всего комментариев: 0 | |