Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет
30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29
Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
р/с 4070 3810 2074 3000 1324
Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк»
БИК 047 501 711
кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711
ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001
Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт
16:29 100 ЛЕТ ПОДВИГА ЦАРСКОЙ СЕМЬИ | |
«Преступление и... покаяние» — так называется недавно изданная книга Владимира Ильича БОЛЬШАКОВА, доктора философских наук, известного, как эксперта русской цивилизации. Именно он четверть века назад инициировал Покаянный крестный ход от Храма-на-Крови в Екатеринбурге до Ганиной Ямы, участие в котором уже не первый год принимает группа паломников из Кыштыма. Сто лет назад в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в доме инженера Ипатьева в Екатеринбурге приняли мученическую кончину император Николай II, императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей, Великие княжны — Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Урал с тех пор стали называть Русской Голгофой: в течение месяца здесь погибли многие представители Дома Романовых, а также их верные слуги — 21 человек. Как сказал Ленин: «Вся великая ектенья...» Корреспонденту газеты «Рождественский вестник» предоставилась возможность взять эксклюзивное интервью у Владимира Ильича БОЛЬШАКОВА. Покаянные царские крестные ходы — это уже часть нашей истории. Про Кремль и танки — Многоуважаемый Владимир Ильич, прежде всего хотелось бы поблагодарить Вас за Царский крестный ход в Екатеринбурге, организатором, точнее, инициатором, которого Вы являетесь. Как вообще родилась эта идея? Идея родилась довольно естественным путем. В свое время был весьма активный и влиятельный церковно-общественный форум: «Союз православных братств». История свидетельствует, что всегда, когда в России наступают смутные времена, заболевает не только общество, но и церковь. Да это и понятно, когда болеет организм, болеют все его органы. Чтобы излечиться, нужны дополнительные ресурсы. «Православные братства» и стали тем дополнительным ресурсом. Они были в 17-м веке, есть они и сейчас. В 90-м году «Союз православных братств» возглавлял ректор Иоанно-Богословского института архимандрит Иоанн (Экономцев), затем руководителем стал отец Кирилл (Сахаров), тогда он был насельником Свято-Данилового монастыря, сейчас он уже много лет является настоятелем старинного храма Святителя Николы на Берсиновке. Годом позже, в 1991-м году нам удалось учредить первую международную организацию со словом «Русский», что произошло на Первом Конгрессе соотечественников. Это было удивительное событие! Тогда, с уровня Верховного совета РСФСР на Форум в Москву были приглашены все соотечественники! И так называемая прогрессивная эмиграция и, соответственно, не прогрессивная. В советский период эмиграция делилась на два лагеря. «Прогрессивной» называлась та, которая поддерживала советскую власть. Ей давались визы, приглашали в посольство, дарили подарки... Но тогда, в 91-м году, решили пригласить всех! Это были потомки первой волны, уехавшие из страны в годы революции. Они всю жизнь, с детства, мечтали побывать на своей исторической родине. В России!. И вот, наконец, им это было позволено. На календаре — 19 августа 1991 года. Преображение Господне. Впервые патриарх Алексей II в Успенском соборе Кремля служит Божественную литургию и молебен «На начало всякого доброго дела»!.. Закончился молебен, все выходят на Манежную площадь и взору предстает ужасающая картина: Кремль окружен БТРами. Наши эмигранты были в ужасе: «Заманили в ловушку! Сейчас приедут черные воронки и увезут в неизвестном направлении...». Все ринулись в гостиницу «Россия», где был расположен штаб Конгресса. Суматоха. Кто-то был на инвалидной коляске... Начался нескончаемый митинг... А БТРы появились потому, что случайно начало Конгресса совпало с печально известным путчем под названием ГКЧП. И, соответственно, была дана команда взять Кремль под особый контроль. Но работа Конгресса была нарушена. По замыслу он должен был пройти в пяти городах: Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Екатеринбурге и Новосибирске. С большим трудом нам удалось убедить некоторых участников Конгресса, продолжить форум в Новосибирске. Смельчаков нашлось 25 человек. Сели в автобус и отправились в аэропорт. А навстречу колонна танков... Тем не менее никто не вышел из автобуса. Сели на спецрейс, не оборудованный для перевозки пассажиров, так как в стране уже было все парализовано. Самолет выделил новосибирский авиационный завод имени Чкалова. И, только прилетев в Новосибирск, эмигранты поняли, что они в России! Какие там были замечательные встречи! В провинциях народ жил своей жизнью, Сибирь никак не реагировала на ГКЧП. Плавали по Оби. Теплый прием в Томске: это был настоящий праздник! Тогда и решено было организовать «Сибирский русский дом», чтобы он продолжил дело Конгресса. Было много дебатов: «Почему «русский»? Давайте — «российский». Слава Богу, тогда удалось отстоять слово «Русский»! На этом же самолете мы вернулись в Москву. Все ГЧПисты уже были арестованы. Ельцин на заключительном заседании принимал отчет о работе Конгресса. «Отчет — нулевой, сообщили мы, только программа по Сибири выполнена в полном объеме». «Сибирский русский дом» был зарегистрирован в Министерстве юстиции, его отделения образовались во многих странах: Бельгии, Голландии, Австралии, Румынии, Болгарии, Франции, Германии и США. Через год мы организовали первый съезд в Омске. Но там же начался и раскол... Все как всегда... Непримиримое соперничество и вражда между лидерами Томска и Новосибирска дошла до судебных разбирательств. После этих судебных тяжб я утратил интерес к дальнейшей деятельности «Сибирского русского дома». Но мы, однако, успели сделать многое: стали инициаторами нового объединения "Сибирское Соглашение", а также стали соучредителями Всемирного русского народного собора, на основе которого, по взятому мною благословению архимандрита Кирилла (Павлова), было создано международное православное братство. К деятельности международного православного братства было привлечено много внимания: дело в том, что в нем были представлены, помимо нашей Русской Православной Церкви Московского патриархата, и Русская зарубежная церковь, и старообрядцы. Канонически такое общение было невозможным, но на уровне Православного братства вполне допустимо. Прежде всего на Съездах Союза Православных братств была поднята тема о прославлении Царской Семьи. Это был принципиальный вопрос. Для того чтобы объединиться с Русской Православной Церковью Заграницей, необходимо было прославить Царскую семью. "Зарубежники" это сделали еще в 1981 году. Там Царская семья была прославлена в чине мучеников. Среди резонансных дел международного Союза православных братств можно выделить участие в расследовании злодеяния в Оптиной пустыни. Тогда с нами соучаствовал отец Тихон Шевкунов, он был насельником Донского монастыря. Мы ставили вопрос о ритуальных действиях преступника. Помните, там был нож с ритуальными цифрами и знаками. И только благодаря активности Православных братств нам удалось добиться непредвзятого судебного разбирательства.
Умереть за народ может только царь... — В России Царскую Семью канонизировали в лике страстотерпцев в 2000-м году. Расскажите о том, что этому предшествовало. — Да, периодически проходили съезды Союза православных братств. Как правило, председательствовал Патриарх Алексей II. Тогда, в мае 1992 года на съезде, состоявшемся в Санкт-Петербурге, председательствовал управделами Московского патриарха архиепископ Солнечногорский Сергий. При этом у каждого Православного братства было два руководителя — от духовенства и мирян. Духовником братства Сибирский Русский дом был архимандрит Кирилл (Павлов), он от духовного сословия, а я — руководитель от мирян. На съезде мною был сделан доклад, на основе которого было создано исповедническое послание ко всей полноте Русской Православной Церкви о скорейшем прославлении Царской семьи. Там же была поддержана инициатива об организации Покаянного крестного хода. Это предложение получило высокий общественный резонанс. После съезда я сразу поехал в Екатернибург выполнять данное поручение. Встретился с двумя энтузиастами: Михаилом Радченко, режиссером фильма «Я люблю царя», на мой взгляд, лучшим фильмом по этой теме, и оператором ленты Анатолием Севастьяновым. Они отвезли меня в Ганину яму, мы определись с маршрутом и договорились встретиться 16 июля. Кстати, информация о первом Покаянной Царском крестном ходе прошла по всем СМИ. Мне звонили даже иностранные корреспонденты. Накануне, 15 июля, я приезжаю в Домодедово, и наблюдаю странную картину: вся трава вокруг аэропорта была занята отдыхающими. Аэропорт был полностью заблокирован. Тогда это были единственные воздушные ворота, откуда можно было улететь в восточном направлении. Среди «отдыхающих» были замечены — Голицин, предводитель дворянского собрания, скульптор — Вячеслав Клыков и многие другие. Все ждали, когда снимут блокаду. Представляете, какой был уровень противодействия, если «некто» был вправе остановить работу целого аэропорта. Я сразу оценил ситуацию, и на такси рванул на железнодорожный вокзал. Сел в ближайший поезд и к обеду следующего дня я был уже в Екатеринбурге. А все остальные так и просидели на лужайке. Когда на поезде пересекал Урал, была страшная буря — гром и молнии, словно борьба темных и светлых сил. Причем, до канонизации, я обратил внимание, это была типичная картина накануне Царских дней. Погода в тот год была такая, про которую говорят, «займи, но выпей». Казачество стали брататься, разгулялись. В итоге к концу дня (16 июля) на Вознесенской горке не осталось никого! Только режиссер Радченко, оператор Севастьянов и я. И вдруг появляется группа казаков из Челябинска. Трезвых! Мы обратились к ним, предложив пойти с нами. Они согласились. Итак, в первый крестный ход отправилось десять человек. Один — из Москвы, двое из Екатеринбурга: Радченко и Севастьянов, и семь казаков из Челябинска. Мы шли по бездорожью, ночью, в лесу. Разбитая каптековская дорога... Но казаки оказались бойцами. Пришли к Ганиной яме и... обнаружили там, на святом месте, целую кучу медикаментов. Проехать туда было невозможно! Но кто-то умудрился пробраться и вывалить целую машину медикаментов. Мы развели костер, сожгли мусор и все вычистили. Так закончился первый Покаянный царский крестный ход. На следующий день я, отоспавшись, вновь отправился туда. Доехал до станции Шувакиш, а там 4-5 километра пешком. Вячеслав Клыков тогда организовал распечатку икон государя, императрицы и наследника, я привез целую пачку. Везде раздавал, рассказывал... Меня поразило, что народ ничего не знал... Какого царя?.. Где?.. Когда?.. Взял одну иконку формата А4, положил ее в полиэтиленовый пакет и поставил к кресту, который стоял на этом месте. Думаю, постоит немного, может, кто придет, увидит... Начало было положено. Вдесятером мы договорились, что будем приезжать сюда теперь каждый год. Действительно, так и получилось. Восемь лет до канонизации мы так и приезжали, причем, трое или четверо из тех казаков стали священниками... Там, где птицы не поют
Через год, добравшись до Екатеринбурга, сразу же еду в урочище Четырех братьев, подхожу к кресту и был поражен... стоит моя икона так, как будто я ее оставил вчера. Представляете, обычная бумажка в полиэтиленовом пакете простояла целый год! Какая сила ее хранила? Ни дождь, ни ветер, ни рука хулигана не смогли помешать. Господь услышал нас!.. Я, естественно, — к правящему архиерею Мелхиседеку (Лебедеву). Мы с ним, надо сказать, подружились. Следующий крестный ход выпал на воскресенье, тогда мы впервые столкнулись с Верховским. Он стал убеждать владыку, пройти кратчайшим путем, не тем, по которому везли Царскую семью, но Мелхиседек проявил свойственную ему мудрость и пошел по Коптяковской дороге. В тот же год появился и отец Александр Никулин, который отслужил впоследствии первую Божественную Литургию на Ганиной яме. Прямо в лесу! Он приезжал независимо от нас, мы действовали как бы параллельно. Он приезжал из курганской епархии, привозил с собой целый автобус. Они начинали молиться, а мы начинали свой путь. Потом мы соединили наши усилии. В тот год в автобусе с Мелхиседеком оказался человек, которому было 80 лет. Как выяснилось, он являлся основателем станции Шувакиш. Начинал в двадцать лет с вагончика, и, представляете, ни разу не был в урочище Четырех братьев! Это сложно представить, чтобы человек 60 лет прожил в 3-4 км от шахты и не разу там не побывал. От дороги — сто метров! Говорят, что это место внушает мистический страх. Многие рассказывают, с каким ужасом они доходят до Ганиной ямы. Там даже птицы не поют, как будто в склеп входишь. Место расположения открытой шахты я проверял по шагам, по книге следователя Соколова, раскрывшего это преступление. Там описано пять тропинок, ведущих от Коптяковской дороги к "открытой шахте". «Господи, помоги мне не ошибиться и выйти на место, где было совершено злодеяние», мысленно обращался я. И вдруг подхожу к кусту, из него неожиданно, со щебетом, вылетела целая стая птиц. Вот этот знак! Стайка птиц, как ангелы... Обхожу куст, а там, с другой стороны, открытая шахта. Кругом ничего нет, а тут заросли крапивы. Как известно, ей нужен органический материал. Понятно, что здесь много человеческого жира было растоплено... Итак, из года в год мы стали ходить по такой схеме, но участников становилось все меньше и меньше: девять человек, восемь, семь... Я с ужасом думал, неужели все заглохнет?! Потом еще Мелхиседека отправили в ссылку, создавать новую брянскую кафедру. Тогда все восприняли этот перевод как наказание. Это был 1994 или 1995-й год. Кто-то на него нажаловался, что он запретил гей-парады. «Пока я здесь, сказал он, никаких гей-парадов не будет!» И хотя он был второй по хиротонии человек в церкви, но нашлись некие силы и пожилого владыку отправили создавать никогда не существовавшую Брянскую епархию. Я приезжал к нему туда, больно было смотреть: старая холодная изба, неустроенность... Это сейчас там все хорошо, но тогда... В Екатеринбург приехал новый архиерей Никон (Миронов), он тоже состоял в православном братстве от Воронежа. Встретил он меня хорошо и традицию удалось продолжить. Но если задать вопрос, кто спас Крестные ходы? Не дал свече затухнуть? Сам Господь! Откуда-то стали появляться группы женщин. Как в советский период «белые платочки» спасли церковь, так и на этот раз «белые платочки» спасли царский крестный ход. (Сейчас на крестный ход собираются до 100 тысяч человек . Минувшим летом Патриарх Кирилл принял участие в царском крестном ходе — Ред.) — Владимир Ильич, вы активно занимались сбором материала для подготовки всецерковной канонизации Царской Семьи. Как это было? — Да, меня пригласили выступить с сообщением в комиссию по канонизации святых, которая заседала тогда в Ново-девичьем монастыре. Однако, когда я выступил, поблагодарили и выставили за дверь. Такого напряжения, какое царило на заседании, я не испытывал никогда! Борьба, казалось, была в самом воздухе. Один из священников так протестно жестикулировал, что, опрокинул лампаду перед иконой Государя. Но именно он потом нес Икону Новомучеников Российских во время канонизации. Это меня тогда потрясло!.
Когда отец Кирилл (Павлов) после молебна приложился к иконе царя, это стало поворотным моментом: каждый из монашествующих последовал за ним. Лавра признала царя-мученика! И после этого процесс канонизации императора принял уже необратимый характер. Во время этого крестного хода был освящен памятник императору Николаю II — 27 мая 1998 года, а 1-го апреля 1999 года его взорвали. Скульптор Вячеслав Михайлович Клыков сделал два памятника Государю и оба были взорваны! Клыков снова сделал, теперь они стоят!!! (Правда, в Википедии в числе памятников скульптора они не значатся! - Ред.) Подготовка юбилейного архиерейского собора, на котором состоялась канонизация Царской семьи, ошущалась как что-то такое, что изменит мир. Правда, в «Московском комсомольце» шла настоящая перебранка по этому поводу, в которой участвовал печально известный митрополит Нижегородский Николай. Но на самом соборе все прошло довольно гладко, был один робкий голос протеста. «Управлять народом может любой, но умереть за народ может только царь», сказал Иоанн Златоуст. — Следственный комитет рассматривает версию о ритуальном убийстве Царской Семьи. Как вы думаете, правда восторжествует? — Когда убивают царя, это всегда ритуальное действо. Злодеи убивали помазанника Божьего, с которого «помазанничества» никто не снимал, естественно, преследуя ритуальные цели. Был заказ на уничтожение Российской империи. Сколько научных работ на эту тему написано! Все известно, сколько было немецких денег, сколько американских... Надо быть наивными, чтобы полагать, что деньги дают просто так. Современная параллель: был гарвардский проект о разрушении СССР, но «гарвардских мальчиков» судили. Мол, деньги потратили, а до конца Союз не разрушили... — Вы известны как эксперт по развитию русской цивилизации... — Это тема моей диссертации «Системные кризисы российской государственности. Историко-социологический анализ». Любой цивилизации в процессе своего развития приходится преодолевать вызовы, они могут быть как внутренними, так и внешними. Наша страна пережила четыре системных кризиса. Каждый системный кризис связан с порабощением, с оккупацией. Монгольское иго — 150 лет оккупации.. Помните, молитвы Преподобного Сергия Радонежского, Куликово поле... Второй кризис — Смутное время, XVII -й век. Третий — придворная оккупация. Элита Российской империи была оккупирована выходцами из Голландии и Германии, период так называемого Бабьего царства. И четвертый кризис — богоборческий! Любой системный кризис начинается с охлаждения к Богу. И каждый кризис вызван противостоянием глобальных религиозных систем: в первом кризисе — противостояние с мусульманством, во втором — с католицизмом, третий — с протестантизмом и четвертый — безбожие... Но если первый и второй кризисы хорошо описаны, то третий и четвертый до сих пор не осмыслены. Не поняты. Выход из Смуты — это всегда знаменательное событие. Иоанн III разорвал ярлык Золотой орды. Из второго кризиса помогло выйти второе Народное ополчение и Великий Земской собор 1613 года, выбравший на царство род Романовых. Выход из третьего же и четвертого — не описаны, не переданы языком литературы, театра, искусства. Таким образом, Русская идея состоит в преодолении Смуты. Сегодня над русским народом тяготеет грех убийства помазанника Божьего. Царя предали все — элита, церковь, народ... Из Синода торжественно вынесли кресло императора! Накануне первых революционных потрясений Император готов был принять монашество и стать патриархом, памятуя, вероятно, каким путем Россия вышла из Смутного времени XVII-го века и о роли патриарха Филарета. Но... архиереи отказали! Все мечтали о свободе, демократии. Поэтому не удивительно, что обновленчество потом расцвело пышным цветом. Революция в России явила миру не только сонм новомученников Российских, но и целую портретную галерею революционеров, облеченных высоким саном архипастырей церкви. Из высшего офицерского корпуса до конца преданных Императору, остался только генерал от кавалерии Федор Артурович Келлер, «первая шашка России». Он отказался присягать Временному правительству, заявив: «Я христианин, и думаю, что грешно менять присягу». Ганина Яма — тот сакральный покаянный рубеж, через который должен пройти каждый русский человек и весь православный народ, чтобы снять грех богоотступничества и цареубийства, получить надежду на возрождение традиционной православной государственности. Только искреннее всенародное покаяние перед Господом может возвратить нас к историческим корням, ниспослать России ту благодать, которая будет хранить Русь как защитницу Вселенского православия, вернет мощь Державе и благополучие ее гражданам.
Беседовала Мария МИХАЙЛОВА ВИЗИТКА Большаков Владимир Ильич (1951 год рождения) — доктор философских наук, профессор, специалист по русской историософии и русской культуре, общественный деятель просветительского направления. С 2000 года заведующий кафедрой «Основы гражданственности» Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. С 2013 -го — проректор по научной работе. В 1999-ом защитил докторскую диссертацию по теме «Системные кризисы российской государственности» в Институте социально-политических исследований РАН. С 1999 года — профессор кафедры философии и социально-политических технологий РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина. В 1991-ом году на Первом Конгрессе соотечественников, созванным Верховным Советом РСФСР В.И. Большаков создал первую в России Международную неправительственную организацию с участием русского зарубежья «Сибирский Русский дом», стал одним из соучредителей Всемирного русского народного собора, возглавленного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Активно занимался сбором материала для подготовки всецерковной канонизации Царской семьи. | |
|
Всего комментариев: 0 | |