Издается по благословлению Высокопреосвященнейшего Феофана, Архиепископа Челябинского и Златоустовского

Православная городская газета г. Кыштым Челябинской области

Реквизиты

Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА  


р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет 30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29

Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ  


р/с 4070 3810 2074 3000 1324 Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк» БИК 047 501 711 кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711 ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001 Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Форма входа

Календарь

«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Объявление

Вы можете оказать посильную помощь в издательстве нашей газеты, перечислив средства на Яндекс-кошелек:
41 00 135 427 023 77
Благодарим вас!!!

Объявление

Внимание! Продолжаются восстановительные работы в Свято-Троицком храме (бывший клуб им. Кирова). Храм открыт с 11 часов каждую субботу , можно прийти и поработать во Славу Божью. Неплохо при себе иметь перчатки и мешки.

Цитата

" Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский
св. пр. Иоанн Кронштадтский

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2019 » Март » 1 » УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ИКОНЫ
15:55
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ИКОНЫ

В момент Рождества —

мир остановился

Эта икона Рождества Христова написана гениальным художником. Некоторые специалисты полагают, что преподобным Андреем Рублевым. Сквозь дымку потертостей красочного слоя и царапин нам словно приоткрывается величайшая тайна: мы видим миг, когда в мире родился Бог. Люди, ангелы, животные и Сама Богородица — все будто вдруг остановились, чтобы осознать и вместить случившееся. Задумалась Богородица, праведный Иосиф, женщины, купающие младенца, склонившиеся к яслям пастухи. Кажется, что даже всадники стали недвижимы на своих конях. Все, что двигалось, вдруг замерло. Литературный рассказ, в котором впервые был создан образ мира, замершего в момент Рождества, был создан в апокрифическом протоевангелии Иакова:

«И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и вкушающие (пишу) не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и все в этот миг остановилось» (Протоевангелие Иакова 18:3-5).

Автор иконы сумел выразить это благоговейное молчание мироздания по-другому: без слов, через художественное изображение. Но, чтобы создать этот простой и бесконечный в своих смыслах образ, потребовалась тысяча лет художественных поисков многих поколений иконописцев.

Эта икона происходит из праздничного иконостаса Благовещенского собора Московского кремля, домовой церкви русских царей. В первые годы революции (1918-й) была создана Комиссия по сохранению и раскрытию древней живописи в России и вскоре началась расчистка икон Благовещенского иконостаса от позднейших записей. В процессе раскрытия выяснилось, что иконы переписывались три раза. Причем, самый верхний — наименее художественный. Он был выполнен в XIX веке и нанес самый большой ущерб. Нижележащая запись была сделана в XVIII веке, и самая тщательная и тонкая — в XVII веке.

Зачем нужно было прописывать древние иконы? Дело в том, что иконы принято покрывать вареным растительным маслом, олифой, которая связывает темперные краски и создает защитную пленку на поверхности. Но олифа имеет свойство темнеть с течением времени. Через сто лет иконы становятся совсем черными, поэтому они «поновлялись». Несмотря на все утраты реставраторам удалось восстановить первообраз, на котором художник изобразил тишину, замерший, остановившийся мир..

Центр иконы как центр мира, по русской традиции, строго обозначен — это изображение пещеры с лежащим в яслях младенцем. На него указывает луч звезды и выстраиваются все персонажи иконы. Каждая икона Рождества — это целый космос, в котором все притягивается к центру, сияющему солнцу правды Христу: на земле воссияло Солнце, и она стала небом. Бог родился в пещере, и ангельские чины больше не на небе. Это самый ранний памятник, в котором ангелы изображены спустившимися с небес.

Тайна рождения Христа открывается миру в иконе не сразу: сначала она становится доступна невинным животным, которые изображены ближе всего к Младенцу, потом ангелам. За ними к пещере приходят простодушные пастухи, и только потом — умудренные волхвы.

И над все этим огромным миром, словно паря над ним, на царственном красном ложе лежит Богородица. Она огромна и превышает в масштабе людей, ангелов, и даже горы. Это символ Ее возвеличивания: ведь родив Богочеловека, Матерь Божия стала превыше всех ангелов и архангелов. Фигура Христа повторяет контуры тела Богородицы, это символизирует, что Господь берет начаток природы от Матери. Как и на всех иконах Рождества, ясли похожи на гроб, а младенческие пелены — на погребальные: Господь рождается, чтобы быть принесенным в жертву.

На иконе Богородица изображается обычно отвернувшейся от новорожденного. Эта повторяющая иконографическая деталь символизирует одиночество Христа в его жертве. Горестно подперев щеку, Богородица печально смотрит внутрь Себя. Кажется, что она прозревает грядущую смерть Своего Сына, Его страшную Жертву, которая в веках будет приноситься в таинстве Евхаристии каждый день в тысячах тысяч храмов. И миллионы людей будут «денно и нощно» взывать к Его милости.

Тем не менее строй иконы в целом светлый и радостный. Ведь за смертью Христа следует Его Воскресение. Пещера Гроба Господня становится местом Пасхальной радости!

С момента раскрытия икон Благовещенского иконостаса в 1918-м году были написаны тысячи исследовательских работ, и поначалу предполагали, что иконы праздничного ряда — шедевры Андрея Рублева, но позднее выяснилось, что в 1547 году пожар уничтожил иконостас, и Иван Грозный повелел в сгоревшие московские храмы собрать со всей Руси древние почитаемые иконы. Часть из них, сделав списки, отправили обратно в провинцию, часть остались в столице. Искусствоведы убеждеы, что в царский храм на замену сгоревшему иконостасу привезли иконы не меньшей ценности. В настоящее время утвердилось мнение, что лучшие шесть икон праздничного ряда были написаны если не самим Рублевым, то его учениками в согласии с художественной концепцией гения. Эта икона послужила образцом для многих других, написанных в последующую эпоху. Но нигде мы не увидим такой... тишины и гармонии.

Оксана Губарева,

искусствовед

Просмотров: 287 | Добавил: Vestnik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.04.2024, 16:59
Главная | Регистрация | Вход | RSS