Кто
хвалит чужую веру, тот хулит
свою СТатьяной
Кочетовой мы познакомились год назад.
На крестном ходе она невольно обращала
на себя внимание: утонченная худоба,
индийская одежда, пронзительный взгляд...
Выяснилось, что уже пять лет как Татьяна
ездит в буддийские монастыри Индии и
Непала, у неё свой йога-учитель (гуруджи)
и она убежденная вегетарианка... Экзотика
Тибета легкой дымкой пронеслась перед
глазами.
Пару
месяцев назад Татьяна перенесла тяжелую
утрату — умер близкий человек, и подруга
уговорила-таки ее прийти в Православный
Храм. Причем, пришла она так стремительно,
что спустя еще пару месяцев уже стала
студенткой Миссионерского института
при Ново-Тихвинском женском монастыре
в Екатеринбурге. За плечами - год учебы
и кипа прочитанной богословской
литературы, именно в этот момент мы и
встретились с Татьяной поговорить «за
жизнь». Сейчас, когда у русского человека
нет «иммунитета» перед восточными
практиками и западными религиозными
течениями, а Православие стало «немодным»,
опыт Татьяны особенно ценен.
«Стеклянные глаза
Индии» – Ваш
первый крестный ход, где мы с вами,
собственно, и встретились, был в Карабаше.
Что же такого судьбоносного там
произошло?
– Действительно,
тот крестный ход перевернул мое
мировоззрение. Удивительный город, и
удивительные люди там живут — они его
так любят!.. Несмотря на плохую экологию
и примитивную архитектуру. Но если в
человеке живет любовь, значит, в нем
есть Бог! Мы поднимались к Поклонному
кресту, было жарко, пейзаж марсианский...
И вдруг капли святой воды... Батюшка там
необычайный: светлый взор, непременная
улыбка... Он не уставал всех обходить и
окроплять святой водой. И там не было
«Я», там было «Мы». Восхождение в Индии
проходит совсем по-другому. Тебя,
конечно, подождут, чтобы ты не потерялась,
но поддержки ты не почувствуешь —
каждый сам за себя... Помню, глаза одного
молодого человека, который попросил у
меня попить. Но, согласно вероучениям
йоги, нельзя разделять с кем-то ни пищу,
ни воду, так как это энергетический
обмен и так далее и тому подобное. В
общем, воды я не дала... И до сих пор вижу
его глаза!... А здесь, на крестном ходе,
все пили из одной бутылки, словно
причащались из Евхаристической чаши,
и как первые христиане готовы были
делиться всем: водой, хлебом, одеждой.
И вкус у воды был просто потрясающий... – Местные
жители тогда говорили, что под городом
залегают пласты золота и серебра, и
вода, проходя по своим каналам, заряжается
ионами этих ценных металлов. Вода,
действительно, была непревзойденной...
–В
Индии же другая ментальность: даже мать
не должна доедать за своим ребенком. А
у нас порой только тем и жива бывает...
И вообще, я стала сравнивать, сопоставлять,
и выбор оказался не их пользу. Все
говорят о Любви, но на деле... Целая
пропасть между богатыми и бедными.
Нищие и калеки - это изнанка Индии,
причем, дело поставлено на поток, бывает,
что матери еще в утробе калечат свое
дитя ради выгоды. Есть клиники для
голубей, и в то же время целые деревни
умирают от засухи и не могут воспользоваться
колодцами другой касты. В стране
существует жесткая иерархия, есть даже
понятие «индийский фашизм». О какой
любви идет речь? Об Индии много написано
книг, но мне ближе всех "Стеклянные
глаза Индии" Святителя Николая
Сербского.
Также
вехой в моем воцерковлении стала книга
«Флавиан» протоиерея Александра Торика,
после прочтения которой я сходила на
первую исповедь, первое причастие. И
знаете, горе как-то стало светлеть,
растворяться в тех слезах, которые я
выплакала в храме. Там хорошо плачется,
да и радоваться там хорошо вместе со
всеми. Мы с мужем прожили шестнадцать
лет, и очень сложно было согласиться с
этой утратой. Раз так произошло, значит,
так лучше для меня и для Саши. Вообще,
в нем жил Бог. Столько было любви ко
всем людям, всем помогал... Помните,
когда мы подаем нищему — это мы Богу
подаем, обогреем бездомного, накормим
ли неимущего — это все мы делаем для
Бога и своего спасения. И не надо думать,
заслуживает ли этот нищий подаяния и
как он распорядится нашим пожертвованием
– это его отношения с Богом, а наше дело
– заповеди исполнять: накормить
голодного, дать просящему... Ведь все,
что имеем, и так принадлежит Богу. И у
меня нет претензий: Он дал мне
замечательного человека в мужья, пришел
час – Он и взял его к себе.... – Психологи
называют это принятием ситуации,
верующие — Божьей Волей. Но именно
такое отношение помогает не впасть в
отчаяние, которое, кстати, тоже смертный
грех. – Господь
лучше знает, что нужно для нашего
спасения. У моей приятельницы, которая
попала в аналогичную ситуацию, такого
упования на Бога нет, поэтому ей тяжелее.
У нас нет взгляда с высоты. Это наше
«лучше» не всегда правильно в духовном
понимании. Господь ведь не всегда дает
то, что мы просим, а только то, что нам
нужно. На все святая воля Твоя!. – Какая
же идея лежит в основе йоги?
– Йога
— это путь к самосовершенствованию.
Человек делает Себя, а здоровье, что
называется, побочный эффект этой
духовной практики. В чем суть медитации?
Отречься от всего земного, избавиться
от страдания, от привычек и условностей.
Ты выходишь на прямое общение с духовными
сущностями. Причем, они не подразделяются
на добрые и злые. И нет инструментария
для их «подразделения». Все йога-туры
говорят о в внерелигиозности, в то же
время предлагают снять атрибуты веры
— крестики, нет вечерних и утренних
правил. Занятия йогой позволяют ощутить
гармонию, покой. Это, собственно, и
привлекает многих, такая иллюзия
благоденствия... Но на мой взгляд, йога
– это одна большая ложь в красивой
обертке. А ложь – это всегда служение
сатане. Но самое главное: любая ложь
ведет к смерти, духовной смерти, ведь
ты отказываешься от спасения, дарованного
Творцом. – К
слову сказать, у нас паломничество по
святым местам нередко сопряжено со
многими искушениями: то колеса горят,
то шины лопаются, то стекла выбиваются...
Так и чувствуется сопротивление неких
сил! – Нет,
поездки в Индию, на Гоа в частности,
оставляли только приятные ощущения.
И вот это ощущения покоя совершенно не
сочетается с тем болевым шоком, в котором
пребывает народ. Возлюби Ближнего
своего, как самого себя, учит Христос.
Где это в йоге? В христианстве — любовь
действенная. К каждому человеку мы
должны относиться как к Богу, после
Бога. А самосовершенствование — это
путь самости и гордыни. Кстати, в
православии гордыня — мать всех грехов.
«Приди и вселися в ны и очисти ны от
всякая скверны», – каждое утро произносят
православные. Понимая свое несовершенство,
христиане призывают Бога быть с ними
и в них...
– С
точки зрения православия, недопустимо
даже заниматься фитнес-йогой. Почему?
Сами
по себе занятия физической культурой
ничего кроме пользы не имеют, но занятие
восточными практиками подготавливает
к духовному восприятию этих течений.
Дорога в тысячу миль начинается с
первого шага. Пантеон богов в Индии
множественен, то есть речь идет об
язычестве. Но по-моему, даже индусы
понимают, что Бог один, как записано в
православном «Символе веры». – Недавно
в наш храм приезжали пожилые супруги
из Озерска и очень горько плакали перед
иконами. Они поделились своим несчастьем:
сын уезжает в индийский ашрам, продал
квартиру, оставил семью, детей без
средств к существованию...
– Випассана
или «медитация прозрения» появилась
около 2500 лет назад. Это так называемые
духовные практики для развития личности
с помощью буддийских методик. Участники
медитируют по 10 и более часов кряду. «В
разных традициях тибетского буддизма
обучают разным методикам випассаны,
но в целом они направлены на распознание
пустотности ума и мира», – написано в
Википедии. Сейчас так много встречается
людей, которые действенность духовной
методики принимают за ее истинность.
Конечно, это не от хорошей жизни: частью
от неведения истинного духовного опыта,
частью от ужасного духовного голода,
который царит в мире, частью от нашего
мирского навыка "все и сразу".
После последней випассаны у меня
потерялась чувствительность ног —
сказались многочасовые сидения в позе
«Лотос». Скелет славянского человека
мало приспособлен к подобного рода
занятиям, и надо отметить, что випассаны
хорошо промывают мозги — очень сложно
потом вырваться из замкнутого круга.
Я сошла с него скорбями...
Слава
Богу, ты пришел!
– Как
проходило ваше воцерковление, и что
дает учеба в миссионерском институте?
– "В
церковь надо идти так, чтобы пятки
сверкали". Когда я услышала эту фразу,
она была мне откровенно непонятна.
Теперь я именно так хожу в храм, боюсь
опоздать, задержаться. Мое воцерковление
произошло в озерском храме, бабушки в
церковных лавках там строгие, спрашивают
больше, чем нужно. Моя приятельница, к
примеру, тяжело это переживала. А я
приходила туда поплакать, поэтому,
вероятно, у меня была своего рода
анестезия. – Излишнее
рвение служащих храма, вероятно, –
наследие богоборческих времен, когда
люди пытались сохранить православие,
чистоту веры от разрушения. И человек,
впервые приходя в храм, неожиданно для
себя сталкивается с неизвестным ему
миром, к принятию которого он просто
не готов: не так одет, не так вступил и
т. д. Но сейчас стало меняться отношение
к людям, впервые перешагнувшим порог
храма: Слава Богу, ты пришел!
– Большую
роль, с точки зрения моего воцерковления,
сыграл Долматовский мужской монастырь.
Мы были там на Троицу. Старинный храм
был украшен молодыми березками, на полу
свежая трава — запах!.. Десять монахов
восстанавливают монастырь, спят по
пять часов и молятся. Молятся, молятся.
У них все по-настоящему! И я подумала:
сколько лет живу, чем только не занималась,
а жизнь-то настоящая только вот тут и
осталась... У нас, обычных людей, о вере
ведь совсем неверные представления.
Это не театр, не фанатизм, не поповщина,
не коммерция... Это ВЕРА. Мы давно уже
по-настоящему ни во что не верим. Не
умеем. Разучились. Чаще играем, что как
бы верим во что-нибудь позагадочнее...
А то, что пошла учиться, очень хорошо.
Мне было бы трудно поверить без знания.
Без исторических свидетельств и
доказательств. Я ведь давно уже живу
на свете, думала, что все знаю... Теперь
понимаю, что все мои знания ничто в
сравнении с тем, что приобрела за этот
год. Это мудрость веков, 5000-летняя
история, начиная с Ветхого завета. И
ведь все записано, историками все
зафиксировано. Ничего не скрыто, не
искажено. А люди не хотят знать о своих
корнях, сказки чужие милее, конечно...
Но ведь мы живем в России, где уже 1000
лет Православие, а спроси любого, что
он об этом знает — скорей всего, набор
расхожих фраз, клише, которыми, кстати,
и я пользовалась, рассуждая о вере
нашей, ничего толком о ней не зная... На
самом деле Православие — религия
радости! Христос — свет мира! И с верой
в него как будто входит кусочек света.
Непостижимо, но факт... Раньше меня
мучила скука, хотя жизнь была очень
насыщенной, а теперь совсем другое
ощущение бытия — жизнь стала наполненной...
Поразительно, но Бог любит нас всех:
ноющих, противных, вечно грешащих, не
желающих виниться и каяться, ненавидящих
друг друга и любящих только себя... А Он
любит нас всех!. Слава Богу за все! – Вегетарианство
– одно из главных знамен восточных
религий, которому многие симпатизируют
в силу его гуманизма. Вы тоже более
четырех лет были вегетарианкой. Как
сейчас?
– С
Рождества уже стала есть рыбу. Мне,
конечно, пришлось разобраться в этом
вопросе основательно: первому человеку
в Эдеме надлежало есть только растительную
пищу. Более того, в мироздании, не
искаженном грехопадением человека, не
существовало хищных животных. Растения
были пищей для всех существ, даже львы
ели траву! Но когда в мир вошел грех —
все изменилось. Православная церковь
предписывает посты: их четыре в год,
кроме того, в на неделе есть два постных
дня — это среда и пятница. Кстати,
великий подвижник Православия Серафим
Саровский говорил, что Россия погибнет
потому, что не соблюдает посты по средам
и пятницам.
Православная
церковь с достаточным уважением
относится к вегетарианству, но, уважая
личную свободу человека, церковь
отвергает не вегетарианство вообще, а
вегетарианство «идейное», которому
свойственна гордыня. «Идейный»
вегетарианец превозносится своим
милосердным отношением к животным,
явно или неявно осуждая людей,
придерживающихся других взглядов на
питание. Достоевский смеялся над
названием Петербургского «Общества
человеколюбивого отношения к животным»,
поскольку отношение к людям подчас
далеко от человеколюбивого. Когда «мир
залит кровью и слезами»... Апостол Павел
говорил: «Ибо Царствие Божие не пища и
питье, но праведность, и мир, и радость
во Святом Духе»...
Взгляды
вегетарианцев, утверждающих, если люди
перестанут есть животных - в мире
наступит мир и благоденствие, кажутся
утопией. Причина несчастий человечества
с точки зрения христианства лежит
гораздо глубже — в ее поврежденности
грехом. – Кстати,
недавно попалось любопытное исследование
ученых, занимающихся изучением геномных
паразитов. В молекулах ДНК, ответственных
за передачу генетической информации,
были обнаружены паразиты. На языке
религии, это, вероятно, называется
грехами рода. Любопытен вывод, который
делают ученые, посты помогают бороться
с этим явлением. Были проанализированы
мусульманские и православные посты,
которые радикально отличаются друг от
друга. Но главный их принцип один —
кардинально меняется система питания.
Ученые пришли к выводу, что именно эта
радикальная перемена и позволяет
бороться с геномными паразитами, так
как те, которые не успевают адаптироваться
к изменившимся условиям — погибают. – Поразительно,
но чем дальше развивается наука, тем
больше она приходит к выводу о Творце...
Но,
возвращаясь к теме вегетарианства,
хочу добавить следующее: сострадание
– в высшей степени почтенное чувство,
но только в том случае, если оно носит
трезвый, а не сентиментальный, ложный
характер. Рассуждения типа «животные
одного с человеком класса», «наделены
разумом и нравственным чувством»,
«имеют одинаковое право на жизнь», и
посему убиение их есть «братоубийство»
– ложны. Рассуждая таким образом, не
видя существенной разницы между
человеком и животными, вегетарианцы
заявляют себя сторонниками материализма.
А материализм давно потерял свой кредит
в глазах ученого мира: нет ни одного
серьезного и беспристрастного ученого,
который бы стал утверждать, что внутренний
мир человека и животных один и тот же.
Наш разум конечен, бесконечно знание
Бога и Церкви Христовой.
Беседовала
Ольга Рудакова
|