Разделил Господь беспощадно...
нас на женщин и мужчин
Сегодня в номере мы продолжаем публикацию лекций монахини Нины (Крыгиной), профессора психологии, получивших большую признательность среди читателей нашей газеты. На этот раз речь пойдет о половом воспитании детей. Тема более чем актуальная, если учесть, что на Евровидении в этом году победителем стала некто или нечто по имени Кончита, женщина с бородой. «Устаревшими» в Европе пытаются выставить и сами понятия «мужчина» и «женщина», а слова «мама» и «папа» предлагают заменить на «корректные» - родитель №1 и родитель № 2. Особенно ценным в этой связи становятся знания специалистов, вооруженных духовным зрением, только тогда все становится на свои места..
В семье растут мальчик и девочка
Когда рождается малыш, первый вопрос, который задают родителям: «Мальчик или девочка?». Но проходит совсем немного времени, и со стороны уже бывает непонятно, мальчика или девочку воспитывают в семье. Джинсы, кепка, кроссовки, да и поведение в определенной мере бесполое. Все стремятся «сделать карьеру», «добиться независимости», «успеха». С некоторых пор даже одежда стала гермафродитной, во всем чувствуется «установка на бесполость». Но есть в мире и более радикальные движения, под знаменами феминизма собрано уже немало тысяч женщин. Представительницы слабого пола отчаянно борются за свои права, ратуя о равенстве и свободе, предлагая, к примеру, мужчинам уходить в декретный отпуск. В слове «равенство» в подтексте звучит другое - «одинаковость». Может, действительно, мы не так уж и отличаемся друг от друга? И все былые представления устарели? «Новый мир» диктует новые правила игры? Но если даже бегло заглянуть в современные исследования психологов по этой теме, становится понятно, что это чудовищная ложь! Равенства нет и быть не может! Мужчина и женщина удивительным образом дополняют друг друга, в их союзе может возникнуть та-а-кая гаромония в мире, а могут и... руины. Самые интересные исследования начались в 90-х годах прошлого столетия. Наука достигла такого уровня развития, что стало возможным сканировать деятельность мозга. Нейропсихологи в разных странах мира исследовали, как работает серое вещество у мужчины и женщины. Перед испытуемыми ставилась одинаковая задача, и датчики, прикрепленные к телу, фиксировали, какие участки мозга активизировались у мужчин и у женщин. Выяснилось, что мозг у мужчины и женщины не только имеет разную структуру, но и по-разному созревает. У девочек, к примеру, раньше вступает в строй полушарие, отвечающее за речь. Им легче дается изучение иностранных языков, да и проблемы им лучше всего «проговаривать». У мальчиков лучше развито пространственное мышление. К примеру, как проехать, лучше объяснит мужчина, чем женщина. Он скажет точно и лаконично. У женщины лучше развита речь, но пространственное мышление - хуже. Это не значит, что у нее нет логики, просто мужчина прорабатывает идею вглубь, точно и лаконично. У женщины объем внимания шире, большое значение имеют детали, но она захватывает не так глубоко. По-разному мальчики и девочки реагируют и на неприятности. Сканирование показало, что, несмотря на эмоциональный фактор, в правом и левом полушарии у мужчин во время стресса остаются спокойные участки, благодаря которым они сохраняют логику и самообладание. У женщин же наоборот — полыхает весь мозг. Таким образом, на уровне структуры мозга заложены принципиальные различия между мужчинами и женщинами. Кроме того, женщина обладает эмпатией, умением чувствовать другого человека без слов, входить в его состояние. Мужчина в определенном возрасте эту способность утрачивает, иначе он не смог бы быть воином, защитником. На мужчине – ответственность за семью, за дом, на женщине – за атмосферу в доме. Боковое зрение, к примеру, развито у женщины на 180 градусов. Если она не смотрит, это не значит, что она не видит, говорили мудрые люди. Но при всем том, женщина может уйти в эмоции, зацепиться за детали. Мужчине легче проанализировать ситуацию и принять правильное решение. А в воцерковленной семье еще действует Благодать.
Пол — это многоуровневое явление, его можно сравнить со многоэтажным зданием. И на каждой ступеньке может произойти сбой. Подчас родители, сами не понимая, сбивают половую ориентацию. Есть начальное понятие — гражданский, паспортный или акушерский пол. Но психологический пол и гражданский могут и не совпадать. В большом количестве сейчас появились женоподобные мальчики и мужеподобные девочки. Как предусмотреть сбои? Важен первый этап внутриутробного развития, когда закладывается генетический пол, гаметный пол, ганадный, гормональный и так далее. Сейчас известно, что изначально базовый пол у эмбриона — женский. Для того, чтобы родился мальчик, должен сработать «принцип Адама», то есть нужны дополнительные команды, усилия, чтобы сформировался мальчик. На 4-7-м месяце беременности должен включиться «ХY-антиген», когда начинается перестройка на мужской организм. Формируется не только тело ребенка, но и половой центр мозга. Это разветвленная сеть нервных клеток, которые отвечают за мужское и женское поведение. Сбоем считается, когда ребенок сформирован по мужскому типу, а мозг по-женскому. Что может обуславливать подобного рода аномалии? Прежде всего, гормональный фон матери. Существуют серьезные научные опасения, что гормональные противозаточные таблетки, помимо других побочных эффектов обладают еще и этим — «сбивают» пол ребенка. В духовном смысле еще более серьезно: практически все гормональные противозачаточные таблетки обладают абортивным действием, следовательно, нарушается заповедь «Не убий». Незнание духовных законов, как известно, не освобождает от ответственности. Много раз в своей жизни я убеждалась в том, что наука с течением времени лишь подтверждает то, о чем в Православии уже известно 2000 лет. И я не удивлюсь, что рано или поздно будет доказано, что Душа посылается Богом.
Есть интересное исследование ученых о поведения годовалых малышей. Девочки и мальчики отличаются по весу и росту. Девочки больше спят, мальчики раньше поднимают голову. Девочки раньше начинают говорить, ходить, тем не менее пассивный словарный запас у мальчиков больше. В год он молча показывает, где машинка, медведь, волчок и т. д. Был проведен такой эксперимент: малышей помещают в комнату с игрушками, за ними наблюдают специалисты через специальное зеркало Гезелла. С одной стороны оно смотрится как зеркало, с другой как затемненное стекло, что позволяет детям вести себя естественно, не чувствуя, что за ними наблюдают. Мальчики быстрее сползают с рук и начинают заниматься игрушками. Девочки дольше держатся за маму. Затем игрушки отгородили волейбольной сеткой. Девочки обращаются к маме и просят ее достать. Мальчики же идут к сетке и пытаются ее преодолеть самостоятельно. Это уже активная позиция. Девочки стараются сесть и обложиться игрушками, играть в комфорте. Мальчики же исследуют игрушки, ломают, отбирают. Это говорит об активном мужском начале. В 1,5 года дети ориентируются в половых различиях по одежде — кто перед ними дяденька или тетенька. В три года дети легко относятся к своему полу: «лягу мальчиком, проснусь девочкой». В этот период тоже легко сбить пол, исправить ситуацию можно только до шести лет. Есть классический пример, мальчик Андрюша, который называл себя Дюкой. У него были длинные волосы, эффектная внешность. «Ой, какая красивая девочка», – говорили на улице. Но родители вовремя спохватились: подстригли ребенка, стали покупать мальчишечьи игрушки. И на фразу: «Какая красивая девочка», он отвечал: «Это раньше я был девочкой и звали меня Дюкой, а теперь я мальчик Андрюша».
Как еще можно сбить пол? Классический пример – рождение ребенка нежеланного пола. Ждали девочку, родился мальчик. И наоборот. Есть два варианта развития событий. Родители смирились и начали воспитывать ребенка как полагается, но бывает и по-другому. «Классикой жанра» считается кавалерист-девица Надежда Дурова, герой войны 1812 года. Сюжет вошел в знаменитый фильм «Гусарская баллада». Этот случай описал М. И. Буянов в книге «Беседы о детской психиатрии». Гусар Андрей Дуров влюбился в дочь богатейшего помещика Малороссии Александрович. Родители не дали согласие на брак, молодые сбежали и тайно обвенчались. Отец проклял. В духовном смысле проклятие - это очень серьезно. Но молодая пара надеялась, что родители простят, когда родится наследник. Но родилась девочка, мать ее возненавидела, так как рушились надежды на примирение с родителями. Отец, спасая жизнь ребенка, отдал ее другому гусару, который воспитывал девочку «по своему образу и подобию», как умел. Учил скакать на лошадях, не бояться боли и темноты. Потом у четы родились другие дети, бабушка и дедушка все-таки их простили, и они решили забрать первую дочь к себе. Но вернувшись в родимое гнездо, девочка стала наводить на всех ужас – вела себя как сорви-голова. «Седло, – вспоминала Дурова, – было моею первою колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка – первыми детскими игрушками и забавами». В такой обстановке ребенок рос до 5 лет и усвоил себе привычки и наклонности резвого мальчика. В 18 лет ее отдали замуж за 25-летнего мужчину, родился сын Иван, ему не было и года, когда она сбежала из семьи. Почему? Она всегда чувствовала себя мальчиком, мужчиной. Мама хотела мальчика, вот и родилась девочка по мужскому типу. Она ушла в армию в 1804 году, ее оформили как корнета Александра Соколова. За что, к примеру, она получила орден на войне с Наполеоном? На полном скаку кавалерист-девица проникла в тыл противника, посадила на лошадь плененного офицера и привезла в свою часть. Когда умерла мать, отец попросил ее помочь в воспитании маленьких детей. Она с ужасом восприняла это известие. Поменяв фамилию на корнета Александрова, она продолжила службу в армии. Через 10 лет она возвращается в Елабугу, умирает в возрасте 82 лет. Когда вышли записки кавалер-девицы, сын Иван откликнулся, хотел встретиться со своей матерью, но она отказалась...Ходила она постоянно в мужском костюме, все письма подписывала фамилией Александров, сердилась, когда обращались к ней, как к женщине, и вообще отличалась, с точки зрения своего времени, большими странностями. Остаток жизни Дурова провела в маленьком домике в городе Елабуге в окружении лишь своих многочисленных подобранных собак и кошек. Реальный исторический факт. Что здесь произошло? Произошло то, что сбивает психологический пол. Была жесткая установка на желанный пол. Не было доверия Богу. Родилась девочка с женским телом и мужской психикой. Вы думаете, это редкость? Отнюдь. Родители не только должны принять пол ребенка, но и воспитывать его соответственно. Да и сами должны отвечать образцам пола. К примеру, папа жесткий, а мама мягкая, вероятно, что мальчик будет сформирован по женскому типу. Отец не дает эмоциональной поддержки. Но возможен и другой ход развития событий – индентификация с агрессором. Ребенок боится отца, но потом он дает себе установку: «я стану таким как он, пусть он меня боится». Обычно это происходит в подростковом возрасте. Или другой пример: мать холодная, жесткая и агрессивная. Девочка либо вырастает точно такая же, либо переориентируется на поведение отца. Что делать? То, что невозможно человеку, возможно Богу. Если читать психологические исследования, то становится все страшнее и страшнее. Идеальных родителей, мужественных пап и заботливых мам - немного. Так много НЕнормы. Поэтому обязательно надо молиться и просить Бога о помощи, о вразумлении, для того, чтобы Господь помог мальчика вырастить мужественным, а девочку – женственной. Отношения внутри семьи должны быть как прописаны в духе Православия: мужчина – глава семьи, жена – помощница. В такой модели никто ни с кем не сталкивается. У нас же сейчас семья изуродована до неузнаваемости: главой семьи часто выступает женщина, мужчина - на периферии. Он не чувствует себя ни кормильцем, ни хозяином. Все декреты советской власти поступательно разрушали традиционный семейный уклад, начиная от уравнения зарплаты между мужчинами и женщинами и заканчивая девальвацией института материнства и отцовства. Сейчас, как правило, в центре семьи стоят дети, это так называемые детоцентристские семьи. С одной стороны, хотя бы любовь к детям еще осталась, но из-за перекосов в структуре семьи ребенок вырастает эгоцентричным, нет уважения к старшим, он - главный, со всеми вытекающими отсюда последствиями. А когда встречаются два таких главных, соответственно, почти невозможно создать гармоничную, любящую семью.
Барби как стимулятор шизофрении
Если говорить о сбоях в формировании пола, в дошкольном возрасте тоже есть определенные опасности. Родители покупают модные игрушки, даже не задумываясь, КАК они моделируют поведение ребенка. Красавица Барби – игрушка, которая есть, вероятно, у каждой современной девочки. Изящная, яркая, она вошла в жизнь детей со всем своим окружением, сменными нарядами, косметикой, домами и виллами. Известно, что через игрушки ребенок примеряют себя к миру взрослых. Он как бы проигрывает жизнь. Испокон веков девочки играли в дочки-матери, мальчики - в войну. Одни проигрывали свое будущее материнство, другие – служение Родине и семье, – все это проверено жизнью и временем. Куклу пеленали, кормили, баюкали. Но появилась Барби... Обратите внимание на ее пропорции, это взрослая девушка, женщина. А теперь представьте: девочка начинает переодевать, пеленать, баюкать... взрослую женщину или ее друга, взрослого мужчину. Понимаете, что происходит? Установка не на материнство, а сексуальные сбои. Это так называемая на языке психиатров шизофренизация сознания. Если спросить, куда лучше повести Барби: в садик или ресторан, дети очень точно ответят: «В ресторан». И если ребенок вырастает с этими установками, то очень сложно потом бывает изменить представление об идеальной женщине и ее образе жизни. Целые рекламные компании работают на то, чтобы вбить в голову девочкам стандарты женской фигуры. И если они от природы лишены субтильности, то страдают невероятно. Страх уродства их преследует всю жизнь. Но такие худощявые пропорции не характерны для наших климатических условий, для наших традиций. Что такое традиция? Это способ выживания нации в определенных климатических, географически, исторических и прочих условиях. Нам же предлагают все это забыть и разрушить. Нет сомнения, что эта манипуляция сознанием маленьких детей – не что иное, как спецразработки определенных структур. Поражает тотальный размах «насаждения» кукл Барби и иже с ней. Взрослые куклы-тети лишают естественного чувства стыда. Помните, кто говорил: «Я освобожу вас от химеры совести»? Как можно изменить ситуацию? С ребенком можно поговорить и купить ему игрушку, которая напоминает ребенка. Дети слушают, просто с ними надо разговаривать.
Отдельно хочется сказать о человеке-пауке. Обратите внимание, что это уже бесоподобное существо. Там нет мужественности. В красивом фантике – животно-сатанистская агрессия. Надо называть вещи своими именами. И не удивляйтесь, что в подростковом возрасте ребенка несет во все тяжкие...
На основании чего можно заподозрить сбой в половом развитии ребенка? Известный психолог Е.Сапогова выделила несколько характерных признаков. Первое, когда ребенок выбирает игры не того пола: мальчик – куклы, а девочка – пистолеты. Второе: какую роль выбирает в игре, с каким полом он себя идентифицирует. Третье: высказывает ли ребенок сожаление, что родился не того пола. Четвертое: какую одежду предпочитает носить. Пятое: рисунок о будущем, кем ребенок хочет стать. К примеру, вырастет мальчик и станет... принцессой. Шестой: какую модель семьи изображает на рисунке. Самое тревожное, когда сбой проходит по всем пунктам. Но чем раньше опомнятся родители, тем лучше. Прежде всего следует поменять одежду в соответствии с полом. Брючки на девочках бесследно не проходят. Но для начала посмотрите на себя, если мама в брюках, с короткой стрижкой, волевая, и ведет себя как мужчина... Начинайте девочку одевать как девочку. Она же видит, что вы брюках, значит, снимайте. «Так мне же удобно», – возражает, пришедшая на прием женщина. В юбках еще удобней, постарайтесь это вспомнить! Дети – зеркальное отражение родителей.
Следующий этап развития – школьный возраст. Покинув детский сад, дети попадают в другую среду. В школе больше требований, более жесткий распорядок дня. Девочки, как известно, легче адаптируются к новой среде. Да и сама школа ориентирована под женское поведение. Речь идет не только о том, что педагоги в основном женщины, но прежде всего сама система обучения построена по женскому типу. У мальчиков, как мы говорили выше, пространственное мышление, им надо взломать предмет, посмотреть, что внутри. Они исследователи, открыватели... Девочки же учатся по образцу, по шаблону. Именно так и построен образовательный процесс. И, к слову сказать, стандарты знаний, спускаемые свыше, тоже не учитывают половые особенности. Очень много в начальной школе зависит от учителя! Для верующих родителей лучше найти верующего учителя. На первых порах авторитет учителя перекрывает авторитет родителей. Если не учесть эти требования, то можно ребенка потерять. У мальчиков в младших классах возбуждение преобладает над торможением. Посидеть, не двигаясь, 5 минут на стуле кажется им целой вечностью. В подростковом возрасте – сколько угодно! Учителя сдерживают малышей, но они лавиной идут в коридор. Это нормально. Интересны исследования обучения детей в однополых и разнополоых классах. Выяснилось, что девочки лучше обучаются в двуполой компании, они стараются учиться изо всех сил (в надежде, вероятно, кому-нибудь понравиться). Мальчики же наоборот, лучше обучаются в однополой компании. Стремление к лидерству, соперничество – у них в крови. Девочки смотрят в лицо преподавателя и по мимике считывают, правильно отвечают или нет. Мальчики же предпочитают смотреть в окно. Девочки любят словесные поощрения: «молодец», «умница». Мальчикам же нужно вещественное поощрение, хоть квадратик на тетради нарисуй – уже здорово. По-разному реагируют и на замечание. У сильной половины человечества – короткая вспышка возбуждения и спад. Им надо четко и лаконично объяснить, что он сделал не так. Доводить его до скупой мужской слезы не следует. Сетования типа: «Я ночами не сплю, ты меня расстроил» не проходят, мозг у мужчины затормаживается, слух блокируется. Это защитная реакция. Если армия бы состояла из мужчин, которые реагируют как женщины... Это была бы армия сумасшедших. У девочек же наоборот мозг всегда в боевой готовности. Эмоциональный накал длится очень долго. С ними надо все проговорить, «что не так», «почему не так», но «я тебя по-прежнему люблю, и, надеюсь, что ты исправишься». Совершенно недопустимы слова: «Я не твоя мама, ты не моя дочь», «ты ко мне не подходи». Мальчику следует ставить задачу, а девочкам давать образец поведения. В начальных классах дети, как правило, формируются в два враждующих лагеря, это так называемый половой субъективизм. Мальчики сильные, а девочки ябеды. Но речь идет, конечно же, о физической силе. Внутриутробно гибнут чаще мальчики, пол сбить проще у мальчиков, невротических расстройств опять-таки больше у них, возраст инфарктников - тоже понятие мужское. Мужская психика более ломкая. Мужчины все держат в себе, женщины же выплескивают эмоции через слезы. Негатив, загнанный вовнутрь, рано или поздно может рвануть у мужчины в виде алкоголизма, деспотизма, инфаркта-инсульта. Кстати, аномалией считается половой субьективизм у взрослых людей, фразы типа «курица - не птица, женщина - не человек» могут настораживать. Это должно остаться в младшем школьном возрасте. Кстати, дети очень бдительно следят, чтобы у мальчиков не было женского поведения. Когда я работала в школе, был у меня такой случай: одна девочка вела себя очень демонстративно, отпускала на уроках едкие шуточки, играла только с мальчишками. Как психолог, я понимала, что в ее поведении есть скрытая агрессия. И несмотря на то, что часто предлагала свою помощь в решении личных проблем, она ко мне не обращалась. Но настал момент, когда она подошла и стала жаловаться на то, что в классе все предатели, никто ее не замечает. Я была удивлена, потому она всегда в центре внимания. Но понятно, девочки ее не любили, потому что она предает свой клан, не усваивает нормы своего пола. Мальчики уже стали влюбляться в девчонок, а она для них - «свой в доску парень», поэтому за гранью их интересов. И девочки не берут в компанию, и мальчикам она не попутчик, вот и появлялись эти шуточки в классе, она как бы говорила «я здесь», «я существую». Проанализировав ситуацию, поняла, что девочка ведет себя по-мужскому типу. Надо было ее мягко переориентировать. «Откуда в тебе можно разглядеть девушку, если ты в мужской одежде и ведешь себя как парень? Когда девочка надевает юбку, она и ходит-то по-другому, – объясняла я ей.– Да и длинные волосы всегда больше привлекают мужчин». Прошли летние каникулы. И я ее не узнала: она предстала сияющей. «Я люблю и любима», – выпалила она. Волосы отросли уже до карэ, юбка прикрывала колени. Но поведение так быстро не меняется, я еще долго наблюдала ее мальчишеские выходки. Хочется надеяться, что сейчас у нее все хорошо.
Итак, пол формируется постепенно, поэтапно. Ведущее значение имеет поведение взрослых: они покупают игрушки, одежду, книги, дают образцы поведения. Безусловно, в современной жизни расставлено очень много ловушек, и если не смотреть глазами специалиста, то бывает порой непонятно, что происходит в действительности. Но не забываете, что невозможно человеку, возможно Богу. Просите, и дано будет вам!...
Материал подготовила Ольга РУДАКОВА.
|