Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет
30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29
Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
р/с 4070 3810 2074 3000 1324
Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк»
БИК 047 501 711
кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711
ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001
Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт
08:38 Призвание | |
«Призвание помогает освободить в себе человека, — но надо еще, чтобы человек мог дать волю своему призванию». Сент-Экзюпери ПРИЗВАНИЕ Александр Анатольевич Акулов — основатель и руководитель мастерской золотного шитья при храме святителя Василия Великого в Челябинске, коллекционер, историк моды, этнограф, исследователь и практик в области народного костюма. В его коллекции 50 восстановленных либо сшитых по музейным лекалам народных костюмов 19 века. Мы решили пообщаться сразу после праздника «Красная горка», который уже второй год проходит в пасхальную неделю возле храма Святой Троицы в Кыштыме. Александр специально приехал из Челябинска, чтобы принять в нем участие вместе со своими коллегами из творческой мастерской золотного шитья «Шьём и вышиваем с Акуловым».
— Спасибо за участие в празднике, как всегда Вы стали его украшением. Хотели бы пригласить вас принять участие в новом проекте «Променад на набережной», его мы надеемся реализовать вместе с клубом исторического фехтования «Сокол». Главная задача проекта —побудить жителей Кыштыма сшить себе исторические костюмы. У всех народов принято, чтобы у человека был хотя бы один национальный костюм. Их хранят в семьях, передают по наследству, а у нас такой традиции нет! Это несправедливо. Как вы считаете, Александр, с чего следует начать? — Во-первых, чтобы костюм сделать, нужно изучить традиции местности, посетить музей, посмотреть фотографии… Во многих городах Челябинской и Свердловской областей (Режь, Сатка и т.д.) мы побывали в музеях, изучили костюмы, сделали научное описание их для того, чтобы они вошли в государственный каталог. Нужно по этим экспонатам сделать чертежи, выкройки, фото моделей. Описать, из чего сшито, какие швы и т.д. Можно даже замахнуться издать брошюру «Одежда города Кыштыма». Почему бы и нет? Отшить коллекцию одежды и сделать сюжетный показ… — Давайте попробуем посмотреть на одежду с точки зрения Православия, ведь некоторые традиции в одежде дошли до нас в переносном значении слов, к примеру, все знают выражение — «распоясаться», то есть стать распущенным, наглым, утратить сдержанность (выражение разговорное, неодобрительное — «Словарь Ожегова»). Но как раньше было в сознании православного человека: встал, подпоясался и пошел служить Богу. — Помимо этого высокого призвания, пояс был ещё и предметом достатка, достоинства. В средневековье кожаные пояса были с литыми накладками, то есть как на сбруе — бляшки, хвостовики. Чем выше статус человека, тем дороже и краше пояс — у царей украшения были из чистого золота и драгоценных камней. Волхвы приносят пояс из отдельных деталей Христу. Мог быть пояс полностью металлический, мог быть с молитвой, тканый, из шелка (делали в монастырях из ленточек) или особо модный резиновый для женщины с большой пряжкой, у мужчин с маленькой. На них могли быть кармашки для металлических денег, крючочки-петельки для брелков, или крепеж для ножа, сабли и т.д. — С платком же тоже самое произошло — выражение «опростоволоситься», то есть допустить промах? — Платок появился значительно позднее, с открытием мануфактур и фабрик. А более древние головные уборы — шапочки из меха, вышитые золотом, под ней куски ткани ,заграничной, тонкой. У княгинь убрусы были белые; или чалмаобразные из шелка были головные уборы — шелковую ткань накручивали, как тюрбан, прямо на кокошник. Это всё статусные головные уборы, которые делали голову, похожей на икону. Не случайно многие монастыри (Троице-Сергиева лавра, например) коллекционируют старинные кокошники — потому что кокошник символизирует духовную составляющую женщины, святость её образа. Подобно украшенной иконе, женщина обрамлена серьгами, кружевом, золотым шитьём. Причёска женщины, укладка — это тоже её головной убор. Не случайно, когда светские дамы приходили в храм, подходя ко причастию или к помазанию, они снимали шляпку. То есть не всегда головной убор, даже в церкви, уместен. Дама ведь шарфик может одеть на голову, только если едет верхом или на природе, и то, для того только, чтобы шляпку не сдуло. — Сегодня вы один из лучших специалистов по народному костюму в России. А как случилось, что костюм и его история стал занимать так много места в вашей жизни? Стал Вашим призванием? — Это, наверное, потому, что я в храме работаю, а в храме ведь важно как человек одет, не только священник, но даже и прихожанин. Много лет моей обязанностью было следить за облачением священников, за тем как батюшки одеты, как храм одет на какой-либо праздник. Постепенно нарабатывался опыт. Поэтому, когда мы приехали первый раз в Кыштым, то предложили Людмиле Михайловне Шапрановой и отцу Сергию Бочкареву сшить новое облачение для храма Рождества Христова. Купили ткань, все сшили, «одели храм» и стало радостно. Потом готовили облачения и в других городах. Затем появился интерес к тому, как раньше люди в быту одевались. Причем, не только священники. Что у них было на голове? Ногах? Какая юбка? Оказывается, существовала специальная церковная юбка, чтобы ходить в храм. Это не просто длинная юбка! Шлейф должен струится еще метр по полу. Его несли на руке, а приходя в храм, расстилали, и никто уже ближе, чем на метр встать рядом не мог. Вставала такая дама и одна красиво стояла. Я был знаком с людьми, которые не жили в СССР, а родились и выросли за границей, в эмигрантской среде. Это были удивительные женщины! Приходили в храм не как наши бабушки-комсомолки: белый — верх, черный — низ или сарафаны с белыми кофтами. Они были завитые, напудренные, с ниткой жемчуга, с аккуратным маникюром, обязательно — в красивом платье. Говорили, что новое платье должно быть таким, чтоб в нём можно было на причастие прийти. И в каждом новом платье обязательно старались прийти на причастие, его освятить, поэтому никаких голых спин, голых плеч. Платья праздничные у них были, не то, чтобы длинные «в пол», но какие-то воздушные — крепдешиновые, штапельные и обязательно законченный образ: на ногах чулочки, голых ног я никогда не видел. Это впечатление моего детства! Эти старушки-небожительницы, которые меня водили в храм... А какой аромат духов от них шел!.. Дедушки тоже были интересные — Георгий Платонович, помню, даже дома ходил в брюках и галстуке. Никогда я не видел его в трико и майке. И его жена тоже всегда была безукоризненно одета. Никакие ритузы или панталоны из- под платья не торчали. Когда они умерли, мне много чего от них в наследство досталось — его галстуки от Кардена, её французское бельё (тогда уже я коллекционировал одежду). Ему сестра присылала из Флориды, тётка из Парижа, мачеха из Австралии. Но им не только присылали, они и сами много шили. Потом я обратил внимание, как владыки поддерживают и отмечают приходящих в храм нарядных женщин. Например, владыка Феофилакт, если видел женщин особо одетых, пусть им даже было по 90 лет, но по ее образу понятно, что она специально в храм собиралась, отличал. Праздник, например красный, а она вся в белом — кипельно-белый платочек, накрахмаленная рубашечка, перчатки, туфельки белые… Он им шоколадки стадарить. Или, допустим, праздник мученика Пантелеймона и — женщины приходят все в красном. Не каждая женщина оденется в красное, это ведь надо смелость иметь… Владыка Феофан, раздавал конфеты детям, когда из храма выходил, и тем, кто по особому одет: в Богородичный праздник — в голубом, в Троицу — в зелёном, в великий пост — в черном. Обязательно отмечал таких. А владыка Никодим?! Он прямо с самолёта сразу отметил, увидев среди встречающих мою сестру в русском традиционном наряде, сказал: «вот, посмотрите, так надо одеваться». Конечно, это дорогого стоит, когда получаешь одобрение от священника, особенно, если готовился и пришел по-праздничному, по-особому одетым в храм. Вероятно, мы не скоро доживем до того, как бывает на Московском фестивале «Русские начала», где дамы готовы 100 тысяч рублей потратить на один наряд. Или пять лет потратить на его вышивку... Быть обладательницей или обладателем такого наряда стало очень престижно. В них приходят в храмы, на мероприятия. А теперь представьте, что не одна такая женщина в храм пришла, а много!. Православный центр «Русские начала» смог создать такую традицию, которая уже имеет свою историю, и в которую вовлечено много любящих Россию людей. Да и в советские времена женщина старалась выглядеть хорошо — пускай одно платье, но она новый воротничок сошьёт. Или немного дорогого шелка купит и платочек сначала на шею оденет, потом на голову повяжет, а после, может, воротничок из него сделает. В храм тоже можно красиво собраться, макияж хороший сделать, который не видно. А раньше ведь и иконы красиво одевали — на них были вышитые полотенца из парчи, шелка, бархата. И под иконами вышитые пелены висели. Во времена Андрея Боголюбского в храме были шторы кругом: мужская половина от женской отделялась тончайшей тканью. Низ храма был задрапирован. Балкон, где находились высочайшие особы, царская семья тоже был задрапирован полупрозрачным шелком, и великих княгинь не было видно. Знамёна шелковые были спущены. Существуют воспоминания восточных купцов, их впечатления от посещения храма, который напоминал им богатый шатёр: шелка, бархат, драгоценные камни, серебряные и золотые оклады и утварь… Мерцают свечи... Переливаются… Красиво... — В таком чудесном храме я, конечно, не бывала, но однажды, в Саргатском Свято-Никольском монастыре в Омской области меня удивило убранство храма — каждая икона там была украшена расшитым белым рушником. Было очень красиво. — Это так называемый деревенский стиль, а господский — более изысканный и дорогой. — Какие у Вас ближайшие планы? — Мы в Москву собираемся на самый крутой международный фестиваль «Времена и эпохи». На него 12 000 участников со всего мира приезжают, только иностранцев — 6000. Идёшь по улицам и попадаешь из одной эпохи в другую! А на нашем бульваре были представлены все эпохи сразу. В прошлом году был дождь, холодно и всё же — замечательно. Но мы бросили всё и приехали в Кыштым, к вам, на «Базарную улицу». — Мы Вам очень признательны. Впервые мы проводили подобного рода мероприятие. Горожанам понравилось, были даже предложения сделать улицу "Советскую" а до революции "Базарную" пешеходной зоной и вернуть ей исторический вид. У нас ведь люди любят свой город, хотя от его исторического и архитектурного облика мало что осталось. И это очень обидно! В перспективе мы мечтаем воплотить совместный проект Народного дома и клуба «Сокол» — «Променад на набережной», надеемся, вы нас поддержите. — Постараемся, нам нравится участвовать в подобного рода проектах. Замечательно день города проходит в Таре, на севере Омской области. Там пять пешеходных зон и каждая делает свою программу. Представляете, там картинная галерея занимает целую улицу! Епархия тоже организует праздник ... Краеведческий музей свою программу готовит, предприятия свою, а на следующий день у них «День хлеба» — просто потрясающее событие, в котором участвуют все организации и предприятия, представляют каждый свой хлеб и его защищают. Всё посмотреть просто не возможно! Нынче поеду в Седельники— на север Омской области, они мне семинар заказали. Там добывают пушнину. — Это почти моя Родина, надеюсь вас эти края удивят. У нас их называют Урман — дикий край. Там начинается кедровая тайга. Надеюсь, вы приедете и расскажете мне о костюме Сибиряка с окраины. А об Уральском костюме, что вы можете рассказать? —Уральский костюм вычурный, я бы даже сказал — выпендрёжный. Одевались здесь модно, ярко и дорого, стараясь, произвести впечатление. У мужчин могли быть сапоги из козлика, тросточка, шелковая рубаха, френч с бархатными лацканами, бархатные штаны, ремень кожаный, пряжка литая, часы на цепочке. У барышни — редикюльчик, зонтик, ботиночки, шляпка, шаль, юбка нарочито длиннее и шире. Пуговицы — импортные, пряжки, брошки, подчас золотые. Заграничные кружевные блузки. Шелковые. Для Кыштыма характерны огромные шали, как пальто, или шелковые шали с очень длинными кистями. — Да, в городском музее есть драповое пальто с ажурной драповой (!) пелериной. — Многие здесь на приисках работали, да и на заводах тогда много работали и получали немало. Да и заграничные акционеры на заводах были. Лавки иностранные с товаром, в которых отпускали товар и под зарплату. Сегодня уральским костюмом в Челябинске занимаюсь не только я. Появилось много заинтересованных людей. Уже даже свои бренды имеются в Челябинске. Когда наши друзья, ансамбль «Горница», приезжают на фестиваль по ним уже видно, что они с Южного Урала. У них не просто интересный усреднённый костюм, а именно — с Южного Урала. В Екатеринбурге пока так только парни одеваются. Челябинск стал центром изучения русского костюма. Причем людям даже тратиться не приходится, существует проект «Матрёшка», благодаря которому наши девушки защищают проекты и получают Гранты. — Очень бы хотелось, чтоб и нас такая «Матрёшка» посетила! Мы всегда Вам рады. Снова будем ждать в гости. Желаем хорошо выступить в Москве, новых Вам достижений и открытий. Мы вышли на улицу. Зрители праздника уже разошлись. Возле пруда, ожидая Александра, под балалайку, чудесно пели на дорожку русские песни артисты челябинского ансамбля «Горница». Вот уж действительно, «нет смысла искать призвание. Оно найдет вас само. И вы уже от него никуда не спрячетесь».
Беседовала Ольга Горбанёва
| |
|
Всего комментариев: 0 | |