Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет
30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29
Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
р/с 4070 3810 2074 3000 1324
Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк»
БИК 047 501 711
кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711
ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001
Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт
14:27 Правнук святого живет в Кыштыме! | |
Праведник, как кедр ливанский, умножится… «Если корень свят, то и ветви..." - так назывался доклад члена Уральского церковно-исторического общества, нашей землячки, Ларисы Валентиновны Савелюк о старших сыновьях священномученика Константина Алексеева на IV региональной научно-практической конференции по православной истории Урала, проходившей в городе Сухой Лог. В 2017 году будет 15 лет с момента прославления отца Константина, поэтому мы отправились на встречу с одним из прямых потомков святого, проживающим в нашем городе. Изучение жизни священномученика Константина Алексеева началось для Ларисы Валентиновны с желания найти его фотографию для написания иконы — по благословению настоятеля храма во имя Сошествия Святаго Духа на апостолов протоиерея Константина Семенова. В этом храме, самом древнем из всех сохранившихся в Челябинской области в первозданном виде, служил будущий священномученик Константин Алексеев с марта 1910 года по декабрь 1912 года. Узнать радостную весть о том, что потомки отца Константина живут в Кыштыме и даже сумели сохранить его фотографию, Лариса Валентиновна смогла только через несколько лет поисков. Мы шли на встречу, а я вспоминала, что в 2011 году, когда стало известно, что у нашего города имеется святой покровитель из Собора новомучеников и исповедников Российских, о его жизни мы знали немногое. По дороге Лариса Валентиновна увлеченно рассказывала о том, что на сегодня удивительным образом сложилась практически полная биография святого — нашлась метрическая запись о его рождении 3(16) ноября 1873 года, стали известны его родители и восприемники от купели, места служения, братья, сестры, дети. С особенной теплотой она продолжала: - Прочитав однажды слова Иоанна Златоуста «…словеса Божии услаждают и сердце, и душу. Нет ничего приятнее Божественного учения. Где духовное учение — там и смиренномудрие, и честность, и скромность: там муж и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди — Христос…», подумала, что это о них, о семье священномученика Константина и матушки Евдокии Васильевны. В атмосфере Христовой любви, той, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и никогда не перестает…(Кор. 13.4-8) отец Константин и матушка Евдокия воспитали десять, а по преданию — одиннадцать чад. Немного помолчав, она добавила: — Я уже и не надеялась найти ни родственников, ни фотографий, потому что в процессе поисков стала понимать, что даже просто выжить семьям священников после 1918 года было практически невозможно. Только для Господа нет ничего невозможного... Наконец, мы пришли к месту предстоящей встречи с правнуком Константина Алексеева. Мы в офисном центре. Молодая семья Алексеевых начинает собственное дело — юридическое агентство. В небольшом уютном помещении нет ничего лишнего. Евгений и Алла погружены в работу, поэтому знакомство начинаем без промедлений: — Меня зовут Алексеев Евгений Анатольевич,— начинает наш собеседник.— Мой отец Анатолий Геннадьевич (1947-2014 г – авт.) — это внук того самого известного священника Алексеева Константина Николаевича… Историей своей семьи я начал интересоваться давно — лет 10 назад, когда попалась компьютерная программа, которая предлагала построить родовое древо. Пока отец был живой и дяди, что-то «навспоминали», постепенно информация пополнялась, древо росло. Но оказалось, что жизнь моего прадеда Константина изучают еще и с другой стороны. Недавно с Ларисой Валентиновной познакомились, обменялись информацией. Сейчас в нашем родословном древе 135 «веточек». Как выяснилось, Евгений Анатольевич является руководителем абразивного предприятия, но несмотря на свою занятость, он находит время и на генеалогические поиски. «О том, что прадед был священником и расстрелян во время революции, знал, — добавил он, — но не знал, что служил в Кыштыме». Подробности ареста, точная дата смерти Константина не известны пока ни исследователям жития, ни потомкам, а место гибели, по словам Евгения, «довольно условное», но побывать там Евгений с семьей планирует, как только немного подрастет сын Ян, которому еще нет и 2-х лет. Мы мысленно перенеслись в июль 1918 года, когда в селе Троицкое ныне Богдановичского района Свердловской области на квартиру к батюшке Константину явились вооруженные красноармейцы и арестовали его. В то время прадед Евгения, Константин, был уже вдов — прабабушка Евдокия Васильевна умерла в 1915 году во время родов его деда Геннадия. Было время летних каникул и воскресный день, вся семья, скорее всего, была в сборе — сыновья: Стефан (1897-го года рождения), Валериан (1899-й), Григорий (1901-й), Сергий (1902-й), Вячеслав (1906-й), Аркадий (1912й-), Вениамин (ок.1913-й), Геннадий (1915-й) и дочери — Антонина (1904-й), Клавдия (1908-й), Галина (1910-й). Сегодня даже мысленно невыносимо оказаться на месте детей, оставшихся вдруг без главы семейства. — По дореволюционным данным официальных изданий Екатеринбургской епархии удалось установить,— поведала о своих исследованиях Лариса Валентиновна, — что все старшие сыновья Константина Алексеева до 1916 года получали духовное образование. После мученической кончины Константина Алексеева во главу семьи встал его старший сын Стефан, которому в то время был 21 год. В ноябре 1918 года «воспитанник 5-го класса Екатеринбургской духовной семинарии Стефан Алексеев определен священником церкви села Троицкого Камышловского уезда», а недавно стало известно, что 21 сентября того же года он был венчан с Лидией Григорьевной Устьянцевой, крестьянского происхождения. Другой сын — Григорий, начал служить в этом же храме псаломщиком. После 1919 года семья, по всей видимости, покинула село Троицкое. — О том, что Стефан Константинович был священником, в семье не говорилось,— добавил Евгений. Было известно, что до начала Великой Отечественной войны он был начальником завода в Карабаше, но в списке директоров мы его не нашли. Возможно, был мастером. Погиб на фронте вместе с двумя сыновьями. А Григорий Константинович, уже после Великой Отечественной войны проживал в городе Красноуфимске, работал бухгалтером или юристом. — А что известно о других сыновьях отца Константина? — продолжила разговор я. — Думаю, что для укрепления моей веры в Промысел Божий, — ответила Лариса Валентиновна, — были найдены сведения о втором по старшенству сыне священномученика — Валериане Константиновиче Алексееве. Это была первая весточка о потомках Константина Алексеева. С моей стороны было лишь желание посетить село Галкинское в Курганской области, где святой прослужил 10 лет, и увидеть заброшенный ныне храм во имя Архангела Михаила, который был построен с его участием. Все остальное было устроено свыше — через интернет удалось найти только один номер телефона Галкинского сельского поселения, и из 1000 человек населения на звонок ответил Шкобенев Николай Борисович, оказавшийся родственником жены Валериана. Его прадед Семен Павлов вместе с Константином Алексеевым обучались в Далматовском духовном училище в 1886-1889 годах, а после 1920 -го, их дети, Валериан и Агния, создали семью. Уже на следующий день после разговора — в ноябрьский Михайлов день, Николай Борисович рассказывал: «От родителей слышал, что Валериан был добрый, веселый по характеру — на все у него была своя шутка-прибаутка. О том, что отец Валериана был священником — не знал, родню его тоже не знал. Можно было бы расспросить родителей о прошлой жизни, но разговоры тогда не велись об этом, всё скрывалось от нас, боялись, наверное, что эта информация может как-то повлиять на нашу жизнь…» Лариса Валентиновна показывает сборник материалов конференции. Слушая ее рассказ, «утыкаюсь» в текст и бегло прочитываю: «Валериан Константинович был участником Великой Отечественной войны. Его мобилизовали в 1942 году, в возрасте 43 лет из Красноуфимска. Воевал в составе 72 Гвардейского минометного Двинского ордена Александра Невского полка, районами боевых действий которого были: Сталинградская битва (1942-1943 года), Прибалтийская операция (1944 год), Советско-японская война (1945 год)... Писарь Штаба полка — Гвардии красноармеец Алексеев Валериан Константинович в 1943 году был награжден медалью «За оборону Сталинграда», в 1944 году медалью «За боевые заслуги», в 1945 году — «За отвагу». Из наградных документов известно, что за время нахождения полка на фронте, в самых сложных боевых условиях, учет и отчетность материальных ценностей он содержал в отличном состоянии, неоднократно под обстрелом противника доставлял личному составу полка продовольствие на огневые позиции, распоряжения в дивизионы, организовывал ремонт и реставрацию обмундирования. Боевые командиры в Приказе о награждении Валериана Алексеева донесли до нас следующее: «В бою бесстрашен, в труде дисциплинирован. Исключительно заботлив о людях». Также надо отметить, что Агния Семеновна награждена за учительскую работу Орденом Ленина, а муж ее — Валериан Константинович уже в мирное время за успехи в педагогике — Орденом Трудового Красного знамени. — То, что Валериан выжил во время войны, особенно в Сталинградскую битву, можно считать чудом, — обратила наше внимание Лариса Валентиновна. — Один из кыштымских участников Сталинградской битвы мне говорил: «В Сталинграде все были под огнём: и связисты и штабисты, — там просто места не было, где бы не свистели пули — выжить было нереально! Я выжил, потому что был ранен и без сознания вывезен». Валерьян не был ранен и не был вывезен, и остался жив. Уверена - это благодаря небесному покровительству своего отца Константина и молитве жены Агнии. Говорят, что во время войны неверующих не было. — Дед Геннадий тоже воевал, — поддержал рассказ Евгений, — но про войну совсем не любил вспоминать, разговоров про это в доме не было. Я, если честно, деда не помню абсолютно — когда он умер в 1988 году, мне 4 года было. О тяжелом его детстве знаю по рассказам отца и дяди. Деда все время забирали в детдом, откуда он не раз сбегал к старшему брату в Карабаш и сестре Антонине в Багаряк. А в Кыштым дед попал фактически случайно, после ранения и контузии. Лечился здесь в госпитале, потом был оставлен охранять военнопленных. Создал семью с Зоей Николаевной Урушевой. У них родилось пять детей, среди которых отец мой Анатолий. И еще у Геннадия Константиновича до брака с моей бабушкой в 1945 году родилась дочь, которую он назвал, видимо, в честь своей сестры — Антониной, сейчас она проживает в Киеве. Родни у нас в Кыштыме и Озерске по линии деда довольно много. Его могила - в Кыштыме, мы постоянно заезжаем туда в памятные даты, чистим, ухаживаем... Там хорошо... О некоторых его братьях и сестрах даже не слышали, вот только в Троицке есть родственники его сестры Клавдии. До них пока еще не можем доехать, а по телефону общаться сложно – они уже люди в возрасте. Когда узнал, что прадед Константин причислен к лику святых - очень удивился, гордость даже немного была. Но лично для меня он больше прадед, чем святой. Ведь я даже не крещен... Может быть, пока. Лариса Валентиновна продолжила: —Услышала в рассказе Евгения слово «случайно», но в православии нет ничего случайного. Даже то, что через Евгения мы смогли увидеть фото Константина Алексеева в кругу семьи только спустя 3 года после обращения к жителям Кыштыма через газету — тоже промыслительно! Очень многие люди за это время смогли прикоснуться к судьбе святого: в архивах, в местах его земного пребывания. Создан документальный фильм, написаны иконы, где-то восстановлены храмы, многие возносят через него свои молитвы к Господу. Духосошествиевская церковь при покровительстве священномученика Константина Алексеева в юбилейном 2015 году «сбросила» строительные леса и восстановила колокольный звон, а на втором по величине колоколе смогла отлить его икону. Зная то, сколько сил строителями светлого коммунистического будущего — военных, административных, интеллектуальных, финансовых, было брошено на уничтожение самой памяти о православной вере и священнослужителях, удивляюсь — какого мужества стоило Геннадию Константиновичу и его детям сохранить это фото. Мы рассматриваем фотографии ровесников и потомков священномученика Константина. Вглядываясь в лица на фотографиях, невольно изумляемся: насколько они красивые, открытые, простые, духовно наполненные. Вот они - корни, которых так хочется быть достойными.
Беседу записала ОЛЬГА ГОРБАНЁВА В 1910 году будущий священномученик Константин Алексеев, в возрасте 36 лет, прибывает в Кыштым на должность второго священника в храм Сошествия Святаго Духа на апостолов. Указом Святейшего Правительствующего Синода от 30 ноября 1909 года за № 16171 от Духосошествиевской церкви отделили «приписную» Христо-Рождественскую церковь, открыв при ней «самостоятельный приход с штатом причта в составе двух священников, диакона и двух псаломщиков, с отнесением содержания по вновь открываемым вакансиям на местные средства». В Христо-Рождественскую церковь были перемещены: священник Пьянков Константин Алексиевич, священник Мутин Димитрий Петрович, диакон Хлопотов Василий Николаевич. и. д. псаломщика Карташев Алексий Владимирович (вероятно, брат Антона Владимировича Карташова, министра по делам религии и вероисповедания при Временном правительстве). Константин Алексеев был определен в Духосошествиевскую церковь, настоятелем которой был священник Введенский Николай Евлампиевич. Псаломщиками служили Кузовников Александр Иоаннов и Алмазов Александр Димитриев. Прихожан обоего пола, как записано в церковных документах, было около 6.5 тыс. человек. Помимо пастырского служения о. Константин был «утвержден в должности законоучителя Кыштымского одноклассного училища». Отслужив в Кыштыме почти три года, он был перемещен в декабре 1912 года к Свято-Троицкой церкви села Троицкого Камышловского уезда – месту своего последнего служения (до мученической кончины в июле 1918 года неподалеку от железно-дорожной станции Антрацит — ныне ст. Алтынай Сухоложского района). Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученик Константин Алексеев прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |