Кто
воспитывает сироту,
строит себе храм
на небе
-
Кто такие паломники? - несколько удивленно
спросили водители новенького «КиА»,
который мы арендовали для поездки в
Чудиново. И «навскидку» мы не нашли
лучшего ответа: «Это как бы мы и есть».
Потом, конечно, припомнили, что слово
«паломники» происходит от латинского
«Palma” - пальмовая ветвь, с которой жители
Иерусалима встречали Иисуса Христа.
Еще немного подумав, сформулировали
уже более точно: «Паломничество — это
обычай, основанный на стремлении
верующих поклониться святым местам и
святыням».
Водители
были молоды и очень вежливы — каждому
паломнику, точнее паломнице, руку
подавали, чем немало тронули пожилых
в своей массе женщин. Но самое интересное,
что, возвращаясь из Чудиново, от блаженной
Евдокии Чудиновской, водители сказали,
что завтра приедут туда с семьями. То
есть сами станут ПАЛОМНИКАМИ. Чудны
дела твои, Господи! Вообще, паломнические
поездки –
это особый путь. Есть только две дороги:
к Богу или от Него. Так вот паломничество
— это «прямая» к Богу. Здесь все
неслучайно и промыслительно. Можно
сконцентрироваться на самом главном,
наконец-то, отключившись от сиеминутных
проблем. Нередко люди едут в первый раз
туристами, а возвращаются паломниками...
Чудиново
— одно из таких мест.
Цветы в
степи
Евдокия
Чудиновская, или, как называют ее в
народе, Дюнюшка, еще не причислена к
лику святых, только собираются материалы
для ее канонизации. Процесс этот
длительный и кропотливый, что, собственно,
и правильно. Но даже спустя шестьдесят
лет после ее смерти, не зарастает людская
тропа на ее могилу. Возможно, именно
это обстоятельство не позволяет
исчезнуть с поверхности земли этому
маленькому населенному пункту с
удивительным названием "Чудиново",
где жила блаженная.
В
центре поселка возвышается храм
Вознесения Христова, где служит отец
Иоанн. Все по-деревенски просто, искренне
и чисто. Удивляют только охапки
голландских цветов, разукрасивших
уральское степное безмолвие...
Такая
признательность, вероятно, не случайна.
Еще при жизни Дунюшка говорила: "Как
ходили ко мне живой, так ходите и на
могилу. Вы меня видеть не будете, а я
вас буду видеть и слышать, буду появляться
в храмах. Кто достоин - увидит. Просите
все, что нужно, я там буду близко у
престола Божиего и все полезное для
вас выпрошу”.
По
словам многочисленных очевидцев, всех
она утешала, помогала молитвой и лаской,
а то и строгим выговором. Дунюшка взяла
на себя очень сложный подвиг - юродство.
Юродство справедливо считается одним
из величайших подвигов христианского
благочестия. Полистав святцы, можно
увидеть, как немного в них юродивых или
блаженных. Еще меньше женщин юродивых.
На слуху только несколько имен: Паша
Саровская и Ксения Петербургская.
Немного фамилий нужно добавить к этому
списку, чтобы он стал полным. Само малое
количество блаженных свидетельствует
о величии подвига. Кто она и как стяжала
такую судьбу?
Обет Дюнушка
рано лишилась матери — в возрасте
семи-восьми лет. Родилась Евдокия
Тихоновна Маханькова в 1870 году, умерла
в 1948-м. Девочка в полной мере испытала
горькое чувство сиротства. Всем сердцем
она предалась Богу и испытывала одно
желание — оставаться до конца дней
покорной Его святой воле. Дуня не ведала,
что настало время испытаний. Всевышний
дал познать ей гнев Свой то ли в назидание,
то ли для испытания веры. Она покорно
приняла чашу страданий.
Почти
сразу после смерти матери она была
вынуждена работать в качестве няньки
в соседнем селе. И вот однажды возвращалась
она из дома через лес, по пути на неё
напал разбойник-бродяга. Он притащил
ее в глухую лесную избушку, над дверью
которой Дуня увидела икону святителя
Николая. «Будешь мне варить еду и в
избушке прибирать, а когда вырастешь,
возьму тебя замуж»,– нарисовал
перспективу разбойник.
Через
день, уходя «на промысел», он привязал
Дунюшку к березе, а сам не возвращался
несколько суток. Все тело ее было
изъедено комарами, мошкой, оводами, оно
распухло, веревки врезались в кожу.
Однажды ночью к Дуне подбежал волк, сел
перед ней и завыл. «Съешь меня!»– просила
девочка. Лишилась она только пальца.
Вернувшись,
разбойник ложечкой разжимал ей зубы и
вливал воду в рот, чтобы она пришла в
чувство. Через несколько дней ночью ей
показалось, что потолок избушки как бы
раскрылся и она услышала какой-то
странный, неземной голос: «Дай обет,
раба Божия». Она еще и не знала, что
такое обеты, но что-то подсказало ей
обратиться к святителю Николаю, чья
икона была в избушке: «Век замуж не
выйду, мясо не буду есть и к тебе схожу!»
(Она исполнила все обеты, в том числе
побывала и в итальянском городе Бари,
у мощей Николая Чудотворца). Ей удалось
убежать от разбойника. В последние годы
Дунюшка часто говорила, что врагов надо
прощать, и, вспоминая разбойника, всю
жизнь она молилась за него, потому что
он сохранил ее девственность.
Не
успели как следует зажить раны, новые
испытания ждали девочку. Во время сбора
ягод подъехали два киргиза (так прежде
называли и казахов), схватили ее,
привязали веревкой к лошади и поволокли
по пыльной дороге, по целику и кустам.
Но, по Божьему произволению, пристав с
дороги увидел и пустился в погоню.
Раны, полученные в этих испытаниях,
долго гноились. Запах от ран был тяжелый,
и даже священник гнал ее из храма: «Что
ты тут пришла! Вылечись и приходи». Она
частенько стояла на паперти перед
иконой и плакала.
Наконец,
ее взяла жить к себе просфорница.
Священник и ей сделал выговор: «От неё
такой запах, а ты просфоры печешь. Если
не уберешь её, я не разрешу тебе стряпать
просфоры». Вдова ответила: «Делай, как
хочешь, но я её никуда не выгоню».
В
тот же вечер её дом посетила Пресвятая
Троица. Вечером сели ужинать, вдова
налила по чашке молока, а Дунюшка
говорит: «А дяденькам?» Вдова посмотрела
на неё и говорит: «А им налей сама».
Дунюшка налила три чашки и поставила.
Потом поклонилась вдове и сказала:
«Дяденьки говорят, кто воспитывает
сиротку, тот строит себе храм на небе».
Чудиново
от слова «чудо» Дунюшка
росла, стала девушкой. Недалеко от
селения, где она жила, поселился божий
человек, отшельник. Дуня познакомилась
с ним и стала общаться. Позднее выяснилось,
что это была женщина. Но люди стали
поговоарать, что Дуня с отшельником
непраздна. Из губернского города приехал
исправник и огласил перед селом донос.
Её словам и заверениям не поверили и
стали пытать её водой. Сорок ведер воды
вылили на Евдокию, а было это на третий
день после Крещения. Народ переживал
за Дуню, только одна женщина злорадствовала:
«Вот моя дочка стоит, пусть она на месте
умрет, если это неправда». Безжизненное
тело Дунюшки внесли в дом и положили
оттаивать. Появились признаки жизни,
блаженная сказала только: «Слава Богу!
Матерь Божья все это время мне помогала
терпеть и сердце мое согревала». После
этого случая село Ячмёнку стали называть
Чудиново — от слова чудо. А дочка той
женщины вскоре заболела и умерла.
Накануне
Николы летнего произошел с Дуней такой
случай. В дверях дома появился странник.
В холщовой рубахе, в новых лаптях, с
пустой сумкой через плечо, а в руках
посох. «Ступай с Богом своей дорогой,
вот, возьми милостыню», – и подала Дуня
ему льняное полотно, единственное свое
богатство, которое ей досталось за
работу.
Странник
взял холст и застелил им стол. «Молись
и ляг, твой час настал! Земные страдания
твои окончены, Господь меня за тобой
послал». Она поняла, что это сам Святитель
Николай, и отошла в мир иной. На следующий
день сельчане нашли сиротку мертвой.
Обмыли, положили в гроб и на третий день
стали отпевать. Перед окончанием молитв
Дуня ожила. На всех напал страх, не
испугалась только жена священника. Она
развязала ей руки, в которых чудесным
образом оказался букет райских цветов,
которые она и подарила попадье.
Память
Евдокии сохранила многое из того, что
ей показали в мире ином. Особенно ее
поразило чувство безысходной тоски и
душевной муки, исходившее от грешников.
Дунюшке показали райские обители, сады,
обитателей рая. Видела она и свою мать,
замороженную по пояс в воде. Грешники
в один ,голос просили её: «Рано, чадо,
вернись! Молись за нас, сами себе мы
здесь ничем помочь не можем! Если бы мы
хотя бы один раз в году посещали церковь
и принимали Святое Причастие, нам бы
здесь легче было». Рассказала она и о
мытарствах, ожидающих душу по дороге
к Богу. «Старайтесь подать 90 метров
ткани на милостыни, говорила Евдокия,
- чтобы ангел постелил их, сделал мостик,
по которому легко и пройдете».
Там
Евдокия обрела знания и умения, которые
направляла всю оставшуюся жизнь на
исцеление душевных и телесных недугов
людей. Она много путешествовала, побывала
в Иерусалиме, у гроба Господня, у мощей
святителя Николая, в Верхотурье и на
Белой горе.
Хлеб или
крест?!. К
Дунюшке притекали все мятущиеся люди
со своими скорбями, печалями, обидами,
клеветой и мучениями. Особенно много
было посетителей в годы Великой
Отечественной войны. Одним говорила:
«Жив», другим: «Нет». Или скажет: жив,
ждите. Кому-то: надо отпевать или заказать
об убиенном панихиду, другим –затеплить
лампадку перед образом Спасителя,
Божьей Матери, небесного покровителя.
До
нас дошли пророчества блаженной
Евдокиии: предсказала она революцию и
гражданскую войну, разрушение храмов,
гибель царской семьи. В Челябинске
китайцы будут чай пить, а в конце времен
будет две Пасхи — правильная и
неправильная. Священники отметят
неправильную и начнется война. Придет
время, церкви откроют, люди пойдут
креститься, но венчаться будут мало.
Жизнь будет все хуже и хуже. Потом и
совсем тяжкое время придет, и скажут:
выбирайте, что вам дороже — хлеб или
крест. Россия еще жива тем, что дышит
остатками святости своей и великою
помощью невидимого мира.
По
словам историка Елены Королевой, перед
нами встает облик юродивой, каковыми
издревле была богата Святая Русь.
Блаженные являли собой исповедание
Христовых заповедей, что всегда было
близко и дорого душе русского человека.
Когда сопоставляешь слова святой с
народной мудростью, то понимаешь, что
источник этой живой воды один, но у
подвижников он бьет незамутненным...»
В
материале использована книга А. Бережнова
«Сказание о Евдокии Чудиновской» Подготовила
Ольга Рудакова. P.S
По
словам старожилов церкви, и в частности
Зои Андреевны Строевой, в 50-е годы в
кыштымском храме Рождества Христова
служил отец Николай. Он был из Чудинова,
много рассказывал о Дунюшке и читал
стихи, посвященные ей.
До
нас дошли пророчества блаженной
Евдокиии: предсказала она революцию и
гражданскую войну, разрушение храмов,
гибель царской семьи. Говорила она, что
в Челябинске китайцы будут чай пить...
А в конце времен будет две Пасхи —
правильная и неправильная. Священники
отметят неправильную, и начнется война.
Придет
время, церкви откроют, люди пойдут
креститься, но венчаться будут мало.
Жизнь будет все хуже и хуже. Потом и
совсем тяжкое время придет, и скажут:
выбирайте, что вам дороже — хлеб или
крест. Россия еще жива тем, что дышит
остатками святости своей и великою
помощью невидимого мира.
|