Храм на Синаре Автор
Елена ВЯТКИНА,
Озерск В
облаченной в черное монахине Феодосии,
которую окружающие ласково и почтительно
величают матушкой, не сразу угадываются
знакомые черты боевой старосты одной
из групп филфака Челябинского
госуниверситета Ольги Новгородцевой.
Она училась курсом старше меня. Ольгу
я помню резкой, принципиально правильной,
деятельной девчонкой в вечном джинсовом
костюме небесно-голубого цвета,
передвигающейся по городу исключительно
на велосипеде. О ней на факультете ходили
легенды, которые оказались самой
настоящей правдой: она действительно
четыре года служила матросом на
Дальневосточном флоте, куда отправилась
по комсомольской путевке. Монахиня
Феодосия Если
бы кто-нибудь в далеком 1983 году сказал,
что Ольга предстанет передо мной в
монашеском одеянии, я бы НИ ЗА ЧТО не
поверила. Ее легко было представить
военачальником с шашкой наголо, а не
смиренной сестрой во Христе. Она и
работала много лет в пресс-службе МЧС,
выезжала на страшные чрезвычайные
происшествия, стояла на пепелищах и
видела, как выносят из того, что осталось
от зданий и машин, обгоревшие трупы. –
У меня был реальный шанс ожесточиться,
отнестись к этому миру как к неправильному
закону, который установлен непонятно
кем. Я была убеждена, что не должно все
заканчиваться могильным холмиком, как
говорил тургеневский Базаров, и лопухом
на нем, – вспоминает монахиня
Феодосия. Смерть всегда была где-то
рядом с ней, и не только по роду службы.
Тяжелое заболевание очень рано лишило
Ольгу матери, а вместе с непоправимой
утратой – и смысла жизни. Ей не хотелось
считать, что человек живет только для
того, чтобы умереть. Тогда она обратилась
к духовной литературе и что только не
прочитала в поисках ответов на мучившие
ее вопросы! Душа откликнулась на книгу
известного русского подвижника и
православного писателя XIX века Игнатия
Брянчанинова «Слово о смерти».
– Не
сразу, но я осознала, что есть вечная
жизнь, что она может быть полноценной,
лишенной страданий. Будет ли она таковой,
зависит от личного выбора человека, и
он свободен в этом выборе, – говорит
матушка Феодосия. – Мне стало так обидно
от того, что даже нас, студентов
филологического факультета, не познакомили
с огромным пластом великой русской
православной литературы. С тех пор я
только ее и читаю. А из всего, чем когда-то
упивалась, из «зарубежки», мне остался
мил один лишь Дон Кихот Сервантеса с
его наивной верой и доброй улыбкой. Годы
духовных исканий укрепили Ольгу в
решении отречься от мирской суеты. Она
пришла работать в пресс-службу Челябинской
епархии, часто отправлялась в паломнические
поездки на Валаам, где обрела духовного
наставника. В 2010 году Ольга Новгородцева
приняла монашеский постриг с именем
Феодосия, а зимой 2013 года по благословению
митрополита Челябинского и Златоустовского
Феофана была направлена на послушание
в село Булзи Каслинского района для
создания монашеской общины и восстановления
храма Покрова Пресвятой Богородицы, а
также храма праведного Симеона
Верхотурского в урочище Свобода. Вместе
с двумя сестрами – Клавдией и Галиной
– Феодосия уже почти год живет в тесном
деревенском домике, посвящая все свое
время молитвам и заботам о некогда
разрушенном храме. Небольшая этажерка
рядом с ее кроватью заставлена книгами,
а на столе, вместо столь привычного для
журналиста со стажем компьютера, лежит
простой ежедневник. Матушка открывает
его и показывает список знакомых по
университету, по работе в МЧС и СМИ,
родных, друзей и даже соседей по
челябинской квартире. Она составила
его, едва приехав в Булзи. В перечне
около двухсот имен. Монахиня подумала,
что, если каждый из тех, кто помнит ее,
пожертвует на восстановление храма
одну тысячу рублей, получится неплохое
подспорье. Она не ошиблась ни в расчетах,
ни в своей вере в людей: «Господь дает
даже больше, чем я ожидала». А я смотрю
на нее и ловлю себя на мысли о том, что
мне совсем не трудно называть ее Феодосией
и даже матушкой. Припоминаю, что она,
как мама, заботилась о своей группе.
Понимаю, что стремление к истине,
ответственность за ближнего, правильность
царили в ее душе изначально. Верю, что
она с Божьей помощью сделает то, на что
благословил ее владыка Феофан. Храм
Покрова Пресвятой Богородицы Некогда
богатое село Булзи – вотчина вольных
хлебопашцев – расположено в соседнем
Каслинском районе, всего в 10 км от
федеральной трассы «Екатеринбург-Челябинск». Свою
историю село ведет с начала XVIII века.
Выкупив земли на берегу реки Синары у
местных башкир, русские люди объединили
усилия для строительства церкви. Сначала,
как водится, соорудили деревянную
часовню, а в 1835 году на живописном холме
заложили каменный храм. Место для него
выбиралось со знанием дела, так, чтобы
колокольня была видна издалека, а
праздничный звон разносился по всей
округе. До сих пор первое, что открывается
взору путешественника на подступах к
Булзи, – мощные, созданные на века стены
стремящегося ввысь храма Покрова
Пресвятой Богородицы. Он был возведен
на средства местных семей и освящен в
1841 году, позже к нему пристроили еще два
придела. Без малого 100 лет под куполом
храма возносились молитвы. Духовная
жизнь теплилась здесь даже в первые
отчаянные десятилетия советской власти,
и только в 1940 году Уфалейский райисполком
окончательно изгнал отсюда священнослужителей
и верующих. Не удалась попытка превратить
белокаменную церковь в сельский клуб:
даже молодежь не желала плясать в
намоленном месте, а спустя год началась
война – и вовсе стало не до танцев. В
мирное время храм использовался как
зернохранилище. Когда от тяжести
проезжающих под своды грузовиков рухнули
полы, культовое сооружение безжалостно
забросили. В жаркие летние дни сюда
забредали коровы, укрываясь в тени от
палящего зноя. Когда-то в селе проживало
около 5000 жителей, большинство из них –
глубоко верующие, воцерковленные люди.
Сейчас с трудом – вместе с дачниками –
наберется тысяча. Грустно, но осенью
2013 года в местную школу пришел только
один первоклассник. Однако булзинский
фермер, председатель приходского совета,
краевед Николай Попов убежден в том,
что жизнь вернется на берег Синары с
восстановлением храма и возрождением
монашества. Вместе с сестрой Феодосией
он делает все возможное для возвращения
святыни. – Когда мы в первый раз
попросили сельчан о помощи и призвали
вместе с нами разгрести авгиевы конюшни,
откликнулись всего три человека, –
рассказывает монахиня. – Оказывается,
уже были попытки восстановить дом Божий,
но все они претерпевали крах. Вид
копошившихся в храме людей привлек
одного из подвыпивших аборигенов. –
Сокровища ищете? – полюбопытствовал
он. – Наверное, знаете, где они спрятаны? –
Конечно, знаем, где и в чем настоящее
сокровище. Оно у вас перед глазами, –
уверенно ответили ему. Неизвестно,
понял ли сельчанин аллегорию. Но жители
Булзей постепенно поворачиваются лицом
к храму. На их глазах, а теперь и при их
участии происходит чудо возвращения
святыни. Уже заложены умелыми руками
кирпичные провалы в стенах и алтаре. Не
за горами – кровельные работы, внутренняя
отделка, установка входной двери, роль
которой сейчас выполняет деревянная
решетка. 19 августа 2013 года, в праздник
Преображения Господня, здесь впервые
за 85 лет состоялась Божественная
литургия, собравшая верующих из
Свердловской и Челябинской областей.
Урок
урочища Свобода –
Вам непременно надо побывать в урочище
Свобода, – посоветовала монахиня
Феодосия и добавила: – Могу доставить,
если не боитесь тряской езды по
бездорожью. Специально для поездок
по округе митрополия предоставила
матушке боевую «Ниву». На ней мы и
отправились в урочище, которое после
революции получило громкое название
«Свобода». Когда-то здесь, на берегу
реки Щербаковки, располагалась
Малобулзинская заимка Ново-Тихвинского
женского монастыря. Еще в 1837 году
состоятельная жена чиновника Аграфена
Федоровна Горбунова завещала обители
более 307 десятин земли, находившихся в
90 км от Екатеринбурга. В пятидесятых
годах позапрошлого века территория
заимки увеличилась за счет пожертвований
статского советника Порфирия Павловича
Карпова и его брата, коллежского советника
Авенира Павловича. Сначала монахини
жили в специально оборудованном балагане,
но он плохо защищал и от дождя, и от
холода. Решено было построить на хуторе
жилые помещения и каменный храм, который
был заложен 12 мая 1881 года, а освящен три
года спустя. По описи 1910 года в нем
находилось 52 строения, в том числе собор
праведного Симеона Верхотурского с
приделом Святой Магдалины. Насельницы
исправно возносили молитвы и вели
сельское хозяйство. Более того, они
открыли в селе Булзи сельскохозяйственную
школу и сами в ней преподавали, взращивая
будущих агрономов и животноводов. Сестер
не смущало расстояние в 10 верст – они
не позволяли себе пропускать занятия
даже в лютую непогоду. Кстати, сейчас
митрополия выкупила здание этой школы
– оно расположено рядом с храмом Покрова
Пресвятой Богородицы. В нем планируется
разместить хозяйственные службы
прихода. Монашеская жизнь теплилась
на заимке до начала двадцатых годов.
Ориентировочно в 1923-1924 годах большевики
окончательно разогнали насельниц. Молва
утверждает, что шесть женщин было
расстреляно во время очередного налета
борцов с «опиумом для народа». Осиротевший
храм был разграблен, келейный корпус –
раскатан по бревнышку. Новые хозяева
организовали здесь сельскохозяйственную
коммуну под названием «Свобода» и
выращивали картофель для Щербаковского
спиртзавода – водка не считалась
«опиумом для народа». Однако безбожное
производство оказалось нерентабельным,
коммуна распалась, и хутор пришел в
запустение. Сегодня на окруженной лесом
и поросшей быльем поляне сохранились
только церковные стены и несколько
погребов. Лишенный колокольни храм
праведного Симеона Верхотурского
открывается взгляду внезапно, как будто
в мгновение ока спускается с небес.
Минуту назад путешественников окружали
однообразная степная растительность
и небольшие колки, и вдруг – мощный
каменный свод, неподвластный политическим
и просто ветрам. Говорят, монахини сами
изготавливали кирпич для него. Каждый
камешек они мастерили с любовью к
Господу, поэтому и оказались стены
такими долговечными. Однако за храм
праведного Симеона Верхотурского в
урочище Свобода еще предстоит бороться.
На пути возрождения святыни стоит…
частная собственность. В прошлые годы
руководство Каслинского района умудрилось
продать землю, на которой некогда
располагалась заимка, частному лицу.
Намерения нынешнего владельца территории
пока неизвестны. Какими бы они ни были,
верующие полны решимости вразумить
собственника и вернуть Богу Богово. Урочище
Свобода – воистину удивительное место,
располагающее к уединению, к глубокой
и кропотливой духовной работе, к
осмыслению жизни и просветлению, к Вере
и Любви – к монашеству, к монастырскому
укладу, у которого, по убеждению матушки,
в XXI веке – особая миссия. Если раньше
монастыри являлись хранителями
православной культуры, ее чистоты, то
сегодня им в большей мере отводятся
просветительская роль и социальное
служение, непрерывная молитва и
действенная забота о страждущих. –
Постриг нельзя принимать от обиды на
мир. Озлобленные люди, которые не умеют
спасаться в миру, и в монастыре не обретут
покоя. Сюда нельзя приходить в раздражении,
в обиде на ближнего – только из любви
к Богу и людям, – подчеркивает сестра
Феодосия. Недаром один из главных
постулатов православия – прощение. Мы
априори приписываем человеку в монашеском
облачении умение прощать и быть
милосердным. Монастыри всегда были и
должны оставаться концентрацией доброты,
понимания, сострадания – того, чего так
не хватает миру с его бесконечной суетой
и спешкой. Возрождение иночества в
Булзях – важнейший шаг на пути возвращения
к истокам, к вечным ценностям, к свету
и теплу. Монахиня Феодосия, кстати, не
имеет ничего против названия, которое
безбожные коммунары дали урочищу: –
Если будет на то Божья воля и православные
традиции возродятся в Малобулзинской
заимке, то пусть урочище остается
Свободным. Свободным от греха, – говорит
она.
Желающие помочь
в восстановлении храма
Покрова
Пресвятой Богородицы могут обращаться
по телефонам:8-922-758-60-69 (председатель
прихода Николай Юрьевич Попов);
8-932-30-30-605 (монахиня Феодосия). Адрес
храма: 456846, Челябинская область,
Каслинский район, с.Булзи,
ул.Пролетарская,15. Реквизиты для
пожертвований: ИНН: 7402990015 / 740201001 Расчетный
счет: 40703810807330001455 В Каслинском филиале
ОАО «Челиндбанк» Корр. счет:
30101810400000000711 БИК: 047501711 Получатель: МПРО
приход храма Покрова Пресвятой Богородицы
села Булзи
Рядом
с разрушенным храмом стоит
обелиск "Павшим
борцам за идею комуны и сосыалистического
Интернационала" (орфография
монумента сохранена - Ред.).
В
самом же Булзи от
5000 жителей теперь осталось меньше
тысячи. В школу в 2013 году пошёл только
один первоклассник...
|