Издается по благословлению Высокопреосвященнейшего Феофана, Архиепископа Челябинского и Златоустовского

Православная городская газета г. Кыштым Челябинской области

Реквизиты

Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА  


р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет 30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29

Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ  


р/с 4070 3810 2074 3000 1324 Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк» БИК 047 501 711 кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711 ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001 Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Форма входа

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Объявление

Вы можете оказать посильную помощь в издательстве нашей газеты, перечислив средства на Яндекс-кошелек:
41 00 135 427 023 77
Благодарим вас!!!

Объявление

Внимание! Продолжаются восстановительные работы в Свято-Троицком храме (бывший клуб им. Кирова). Храм открыт с 11 часов каждую субботу , можно прийти и поработать во Славу Божью. Неплохо при себе иметь перчатки и мешки.

Цитата

" Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский
св. пр. Иоанн Кронштадтский

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2019 » Июнь » 5 » Люди церкви
14:31
Люди церкви

Зоя - в центреЖИЗНЬ ЗА ХРИСТА

Зоя Андреевна Строева. Стоит назвать это имя, и каждый вспомнит худенькую согбенную женщину в длинном черном одеянии, почти слепую, которая ходила, казалось, только на службу в храм — в гору и из храма — с горы. Кажется, и 10, и 20 лет назад она была такой же. Терпеливая, тихая и немногословная, она проявила твёрдую волю по Богу и не сошла с однажды выбранного пути.

Все её называли тепло «Баба Зоя». Её место было на клиросе слева. Она любила ездить в паломничество и всегда самая первая окуналась в холодную купель. Во всех монастырях, где возможно и по средствам, она заказывала за себя вечное поминание. Её жизнь — пример кротости, преданности, ревности Богу и духовной стойкости.

Вместе с ней, словно ушла эпоха. Перевернулась страница истории человека, вписанная в историю нашего храма и православия Руси.

Во время работы над книгой воспоминаний об отце Сергие Бочкарёве, баба Зоя рассказала немного и о себе. А теперь, со светлой памятью в сердце, мы собираем воспоминания о ней — служащей храма Рождества Христова — Зое Андреевне Строевой…

 

АВТОР: Ольга ГОРБАНЕВА

Баба Зоя говорила: «В храм обязательно ходить надо. Встанешь, — голова болит, или, другое, вот, вроде бы, сегодня можно и не ходить, а надо идти, заставлять себя надо».

Про своих родителей она рассказывала так:

— Моя мама жила в Сатке, и, будучи в декретном отпуске, поехала к родственникам в Усаклу. Там, в Куйбышевской области, у неё я и родилась 5 марта 1938 года. Окрестила она меня в Бугульме. Крестили тогда тайно, через знакомых, в другом городе, так как запрещено было — старались или в книгу не записывать или подальше, чтобы не нашли и не сообщили. Вернулась обратно уже со мной… Мой брат Серафим был на год меня старше. Папа однажды приехал из Сатки в Кыштым в гости к другу и сразу влюбился в эти края: леса, горы, озёра, рыбалка (её он на мордовский манер называл барахарымкой). Так и говорил: «…хорошо там: зверь в лесу, речки и озёра, барахарымка, всё…». Решили перебраться в Кыштым. Переехали ранней весной 1941 года в дом на ул. Малышева. К тому времени в семье родились ещё два брата —Павел и Анатолий, а летом война началась. Отца на фронт забрали. Он участвовал и в Великой Отечественной, и в Финскую воевал... Военное время было тяжелое. Мама осталась одна с четырьмя детьми.

Голодных лет самые маленькие не перенесли — отошли ко Господу. В сорок четвертом приехал отец — у него ранение было во всю спину: два ребра раздроблено, но он не жаловался. Год не работал, восстанавливался после ранения, потом ничего, поправился.

В 1945 году открыли Никольскую церковь на Нижнем. Там крестили мою сестру новорожденную Любу. Меня туда водила наша нянька и моя крёстная Елизавета. Помню, как она меня, на обратном пути кормила, прямо на дороге, специально для этого брала хлеб с собой или сухарик. А когда открыли наш большой Рождественский храм, народ стал сюда ходить. В войну мы детьми бегали в церковь — здесь пола не было. Я маме говорила: «Там такой песок хороший!», а она мне: «Из церкви ничего нельзя выносить!».

В 1947 году, кажется, открыли этот храм, Да, это был юбилейный год. Но храм был совершенно разорён. Быстро сделали временный иконостас — просто навешали иконы. На освящении было много народа. В 50-х годах уже сделали более приличный иконостас. Народу ходило много, тогда ведь люди наскорбелись, своих родных ходили поминать. Хотя в те времена строго с этим было — запрещено. А на меня как-то никто внимания не обращал. Сколько себя помню — я всё время ходила в церковь.

На клиросе пела, читала с 16 лет. Сначала на каждой службе в храме стояла, потом на исповеди батюшка Николай (Сапрыкин) мне сказал: «Вставай на клирос». И я стала приучаться петь, читать. Потом старые певцы умерли, и меня отец Николай Гашков на клир поставил (при нём я бухгалтером была). Потом пришла Света Сухорукова, потом Владимир Никифоров, затем еще..., но старых уже нет. Раньше и с правого хора певчие были. Два хора было тогда — левый, более профессиональный и правый, как бы более народный. Мне уж больно нравилось, как они Пасху пели! Особые мотивы… Молодые так не поют!..

Мой дедушка, отец мамы, был старостой в храме, а мама певчая, — конечно, она очень верующая была.

Племянница бабы Зои — Ольга Новикова — вспоминает:

— Отец тёти Зои, Андрей Ионович, был первым звонарём, когда вернулись колокола в Рождественский храм. Он обучал звонарному делу преемника. В пятилетнем возрасте умерла сестра Зои — Люба, а в апреле 1949 года родилась Василиса, моя мама. Имя ей выбрали по святцам. Всех нас крестила сестра деда Елизавета, которая жила с нами. Она тоже была всю жизнь при храме, замуж не выходила — всем нам была нянькой и лёлькой. Крестила не только нас, но и детей своего брата, и племянников, и всех внуков, и правнуков. Все её так и звали «Бабка крёстная». Тётушку Зою тоже звали «Тётушка-крёстная», так как эта важная миссия крестить родню и нянчить детей перешла к ней.

Со мной нянчилась она, тётя Зоя. В храм меня брала… Помню, как сидела на клиросе под столом. В молодости она была очень красивая. Мы её спрашивали, мол, почему замуж не пошла, а она отвечала: «… Так меня не звал никто, один сватался больной, да я подумала: "Зачем он мне"».

Но за этим "никто не обращал на меня внимание"и "никто не сватался" стояло, как выяснилось, негласное табу. «Не общайся с ней, она в церковь ходит!» — предупреждали сверстники друг друга.

— Жили мы все вместе в большом доме на ул. Гузынина — продолжает рассказ Ольга, — через дорогу — речка. Из неё пили воду, в ней купались, ловили рыбу: марлю в воду закидывали мальчишки или дедушка и доставали полную рыбы. Теперь никто не поверит, что речка Кыштымка такою была!..

Однажды бабка крестная Елизавета причастилась, пособоровалась и на пятый день умерла. Зоя Андреевна рассказывала: «…она мне вскоре приснилась и сказала, что тот, кто перед смертью причастится, тот мытарства не проходит». И с тех пор она мечтала, чтобы Господь её сподобил так же после причастия умереть...

Всевышний даёт своим чадам кончину, какую они просят. В воскресенье Зоя Андреевна пособоровалась, на следующей неделе в субботу причастилась и вечером, по дороге в храм потеряла сознание.

Вся жизнь Зои Андреевны была посвящена Богу. Она не имела интереса к мирским радостям. Даже профессию выбрала, потому что в храм бухгалтер требовался, хотя училась очень хорошо. Поскольку трудовых книжек в храме тогда не выдавали, а не имеющих таковых считали тунеядцами и уголовно преследовали, непонятно, как вообще ей удалось выжить в то время. Но когда храм вновь закрыли, Зое Андреевне пришлось устроиться уборщицей — мыть подъезды. К работе она относилась, как к воле Божией, была на хорошем счету. На вопрос: «Почему не устроилась куда-нибудь, например, бухгалтером, ведь образование было», отвечала: «Убирать грязь за другими очень полезно — душа очищается».

Как вспоминает Ольга Новикова: «В отпуск она ездила только в паломничество, и в 1984 году взяла меня с собой. Мы были в храме святых Владимира и Ольги на Крещатике в Киеве. Нам дали адрес женщины, мы приехали и сказали, что мы от «того-то» и она нас приняла. То есть тогда было это православное братство. Потом поехали в Сергиев Посад, и в Москве так же жили, а потом в Пюхтице ещё пожили. В деревне жили у батюшки Александра. Потом он стал монахом, а затем, когда уже стал схиархимандритом Антипой, принял подвиг молчания. Тётушка была знакома с Кукшей Одесским и с Амфилохием Почаевским. Ныне это очень почитаемые святые. Ездила в Касли к тайным монахиням. Все эти люди, конечно, укрепляли её в вере. За всю жизнь Зоя Андреевна не пропустила без причины ни одной службы и только раз, в день, когда умерла её мама, она так расстроилась, что не смогла пойти в храм. Всю жизнь об этом помнила и сожалела.

Особо почитала она святителя Николая, всегда подолгу молилась у его иконы...

Ольга рассказывала, а я вспоминала, как баба Зоя ездила в паломнические поездки, мужественно перенося трудности дальней дороги, всегда первая купалась в святых источниках. Запомнилась она мне сидящей на полу, прислонившись спиной к батарее, вытянув ноги и творящей тихим шепотом молитву, не обращая внимания на суету вокруг. Она не требовала тишины, каких-то особых условий для этого. Если в дороге, по какой-то причине, молитва прекращалась, баба Зоя требовала: «А дальше?». Она очень ратовала за правильные ударения и искренне переживала, что теперь многие слова произносятся на католический манер: не Алексий (как надлежит с ударенмем на последнем слоге), а Алексий… и т.д.

— Однажды Баба Зоя поехала в монастырь — продолжает Ольга Новикова, — по выходе из автобуса её сбила машина. Она попала в больницу в чужом городе, где ей сделали операцию — собрали ногу. Когда её выписали, хромую, с костылями, она не помчалась домой (как всякий бы из нас), а направилась в монастырь, рассудив так: «Я ведь в монастырь ехала, когда это случилось, значит, должна доехать. А происшествие — это искушение, чтобы не пустить меня в монастырь. Значит, точно обязательно надо туда добраться».

Тётушка была человек немногословный, спросишь у неё про мирскую проблему, она помалкивает. Зато, если про Бога спросишь или про молитву, или что не так сделаешь или скажешь, вспыхнет, ответит с эмоциями, так как — по-настоящему — это было для неё очень важно. Она многое помнила из тех времён так, как её бабушки научили: например, что Филиппов пост начинался не 28, как теперь, а 27 ноября — с самого Филиппа. Она хотела уйти в монастырь, но не ушла из-за Рождественского храма — там не кому было петь на клиросе. Этому храму она посвятила всю свою жизнь и после смерти квартиру тоже завещала храму. Во всём и до конца она была Богу верна. Только теперь понимаешь причину некоторых поступков. Она долго скрывала свою немощь — а на самом деле не видела давно. Но трудилась на огороде, и даже шила — я ей в иголки ниток навставляю, она подрубает на ощупь всякие покровцы. Считала, что без труда нельзя, надо обязательно трудиться. А ещё раньше им приходилось иконы в храме украшать — шить ризы, ангелочков расшитых, помните, на покровцах у Распятия, у иконы Матери Божией? Это их руками. Сколько мудрых советов она нам дала! Теперь её так не хватает!.. Она была человеком, который не просто тебя понимает, а который знает тонкости веры, и если скажет: «Ну вот так сделай…», то так оно и правильно. Порой удивляешься и даже не веришь, что так и надо, но сделаешь, и всё получится! Ведь она к мирскому совсем не прилеплена была, потому и видение духовное имела. У неё память хорошая была, мы в последний месяц её жизни учили с ней молитву, которая ей очень понравилась, из Богородичной псалтири: «О, Пресвятая Госпоже… во всякое время сохрани меня; стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи…». Говорю: «Ты и так много молитв знаешь», а она: «Нет, мне эту надо — там «сохрани мя стояща, сидяща, спяща,..», надо учить по три строчки, тогда запомнишь».

Очень почитала Зоя Андреевна церковно-славянский язык и всё время сподвигала меня его выучить. Я купила молитвослов на старославянском, а читать его не смогла. Решила ей отдать, говорю: «Забери, я всё равно ничего не понимаю», а она ответила: «Ты не понимаешь, а лукавый понимает». Её настоянием и молитвой я теперь на церковнославянском читаю. Очень Зоя Андреевна боялась людей, которые её хвалят, говорила: «Хвалят, в яму валят». По благословению какого-то старца, с очень давнего времени не вкушала мясо. (Тётушка не называла имён, старалась вообще не рассказывать о священниках, старцах, людях, которые помогают православным, — видимо, из советского времени осталась боязнь кого-то выдать). Рассказала об этом она примерно так: «..Я зашла к нему, а он говорит: «Мясо не ешь», и с тех пор она мясо не ела.

В её вере была такая чудесная простота — исполнять, что сказано, и не рассуждать. А ещё она старалась другим помогать, а не чтобы ей помогали — до последних дней она никого собой не отягощала, старалась жить самостоятельно. Даже своей кончиной праздничных светлых дней не омрачила — сознание потеряла на отдание праздника Рождества Христова.

Вся её жизнь прошла в храме и для храма. Теперь она у Господа — молитвенница наша.

— Зоя Андреевна жила на улице Гузынина рядом с моей тётей Шурой Огибаловой,— вспоминает служащая Духосошествиевского храма Татьяна Павловна Ерошкина. — Помню женщину Надежду с больным сыном, которую родные отталкивали, а Зоя её привечала, они даже жили у неё какое-то время. При этом никакого подвига она из этого не делала. Зоя за всех беспокоилась, за племянников очень переживала, за всех молилась… Терпеливая очень. Что тут скажешь — вся жизнь у неё в церкви прошла.

— В 2000 году мы с ней как бы снова познакомились, — вспоминает Любовь Михайловна Струбовщикова, — я вернулась из Самарканда в Кыштым уже верующим человеком и мы ходили в один храм. Увидев Зою, я удивилась, как она сильно изменилась... Я её вспомнила в детстве — она была очень красивая: большие голубые глаза, греческий нос и золотая коса. Годы изменили нас. Зою, впрочем, внешнее мало заботило. Мы стали теснее общаться. Она всегда в Пасху ко мне приходила, пела, я ей подпевала, как могла. А однажды пришла и говорит: «Давай отнесём куличи в колонию», и с тех пор мы носили праздничную трапезу заключенным. Она соблюдала абсолютно всё рекомендованное православному христианину церковью, старцами, духовными отцами. Однажды, в книжке «Полный список грехов» мы прочли, что запивка после причастия (теплота) должна быть чистой тёплой водой без всяких добавок. Так как у нас в Рождественском храме всегда добавляют в теплоту варенье, Зоя купила кружку завинчивающуюся и приносила на причастие воду, запивала всегда простой водой. Для своих нужд Зоя Андреевна была, может, слишком экономной — выбирала всё подешевле, но не жалела никаких средств на требы — за своих племянников подавала записочки и на Афон, и в Иерусалим. Помню, когда у Зои умер брат, который не ходил в храм, хоть и был крещён, она беспокоилась о его отпевании. Гроб принесли в храм, и после прощания Зоя сказала, что в конце службы у него из глаз вытекла слеза.

Как-то она познакомилась с верующей женщиной из Челябинска, её сын был врачом. С ним случилось несчастье — он стал инвалидом. Престарелая мать ухаживала за сыном, но под конец жизни тоже слегла. Зоя Андреевна беспокоилась о них — наберёт ягод и едет к ним, и помогать останется на недельку…

Однажды Зоя поехала в монастырь "Спорительница хлебов" и на дороге её сбила машина, а мы думали, что она в Бердяуше. Но когда приехала Надежда из Бердяушского монастыря и спросила: «Где Зоя?», мы поняли, что надо её срочно искать. Где искать? Мы поехали в монастырь «Спорительница хлебов». А там народищу!.. К схиигумену Сергию (Романову) не протиснуться. Я стояла в середине в толпе и молилась, вдруг народ на секунду расступился, и отец Сергий, увидев меня мельком, успел сказать: «Да здесь она, здесь». Я очень удивилась тому, откуда он знает, зачем я приехала и пошла её искать. Нашла в келье.

И во время похорон Зои произошло чудо: Мы уже попрощались, и могила была почти сформирована. Я стояла, упершись взглядом в небольшой пенёк, припорошенный снегом, затем нагнулась, чтобы откинуть проволоку, мешающуюся под ногами. В этот момент племянница Ольга увидела, что нечто блестит. И отец Михаил Чирков поднял красивый латунный крест с распятием! Я спросила, где его нашли, а Ольга ответила, что на пеньке. Именно на том пеньке, куда я только что смотрела и где, я уверена, ничего не было, был обретён крест! Для меня это было чудом!

Эту историю я слышала и от Ольги Новиковой. Распятие решено было прикрепить к кресту на могиле, но инструментов не было, и его просто воткнули в землю. А когда через два дня родственники пришли с инструментами, то очень удивились, так как на могильном кресте уже были готовые отверстия, как раз подходящие под латунный крест! Как тут не вспомнить известное изречение Антуана-де Сент Экзюпери о том, что «умирают только за то, ради чего стоит жить».

Светлая память верному чаду Христову, рабе Божьей Зое, бывшей нам долгие годы и сестрой, и ориентиром простоты, крепости веры и Божьей правды. Сестра наша Зоя, моли Бога о нас!

 

P.S.

Удивительно, но даже после смерти Зоя Андреевна Строева наставила нас в вере!

Как-то вспоминая о ней, мы обратили внимание на старинный христианский обычай навещать в Светлую седмицу тюрьмы, больницы, в общем всех, кто находится в заточении и стеснении. И в память об этом в прошедшую Пасху приход храма Рождества Христова собрал огромную корзину пасхальных яиц!

Днем позже они были доставлены в колонию ЯВ 48/10.

Корзина была наполнена в считанные минуты. Вероятно, ни один из прихожан не отказался поделиться пасхальной радостью. И это очень символично, так как известно, что первым в Царствие Небесное вошел покаявшийся разбойник распятый со Христом по правую руку от Него: (Лук. 23:43) "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю".

Надеемся, что «с легкой руки» Зои Андреевны это станет доброй традицией в нашем городе.

 

Просмотров: 489 | Добавил: Vestnik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Приветствую Вас Гость!
Вторник, 03.12.2024, 20:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS