Издается по благословлению Высокопреосвященнейшего Феофана, Архиепископа Челябинского и Златоустовского

Православная городская газета г. Кыштым Челябинской области

Реквизиты

Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА  


р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет 30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29

Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ  


р/с 4070 3810 2074 3000 1324 Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк» БИК 047 501 711 кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711 ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001 Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Форма входа

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Объявление

Вы можете оказать посильную помощь в издательстве нашей газеты, перечислив средства на Яндекс-кошелек:
41 00 135 427 023 77
Благодарим вас!!!

Объявление

Внимание! Продолжаются восстановительные работы в Свято-Троицком храме (бывший клуб им. Кирова). Храм открыт с 11 часов каждую субботу , можно прийти и поработать во Славу Божью. Неплохо при себе иметь перчатки и мешки.

Цитата

" Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский
св. пр. Иоанн Кронштадтский

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2019 » Июнь » 4 » К ЮБИЛЕЮ СВЯТОГО
12:55
К ЮБИЛЕЮ СВЯТОГО

Письмо из затонувшего поселка

Люди долго могут скитаться по свету, заниматься разными важными делами, к чему-то стремиться, чего-то искать… Но стоит лишь попасть в святое место, как душу посещает ощущение, что все вокруг «суета сует». Душа замирает и, прильнув к святыне, кротко, но твердо возвещает: «Я нашла то, что искала, больше ничего не надо». И она долго не будет отпускать вас отсюда и потом станет всегда проситься назад, в то место, где коснулась ее Божия благодать.

Первой такой святыней для меня было Верхотурье и все те места, которые связаны с именем великого святого земли уральской — праведного Симеона. Впервые я ехала в Верхотурье, чтобы посмотреть, как мне думалось — на чудо — фарфоровый иконостас длиной 24 и высотой 6-9 метров, изготовленный для восстановленного из руин Крестовоздвиженского собора с помощью компьютерного моделирования на Сысертском заводе художественного фарфора. О нем я услышала на областной геологической конференции по каолиновому сырью, но впечатлений от встречи со святым Симеоном было столько, что об иконостасе не вспомнила ни в первую, ни в несколько последующих поездок…. Там отдыхает душа, а все твои земные дела в это время неприметным образом улаживает дивный чудотворец…

Хранитель земли уральской

Более трехсот лет назад в сибирском селе Меркушино в Верхотурском уезде поселился странный человек. Его манеры выдавали в нем благородное происхождение, однако жил он как крестьянин: ел простую пищу, спал, как и все деревенские жители, на полу, своим трудом добывал пропитание. Собственного угла не имел, но зато знал ремесло —шубы шил. По тогдашней традиции, кого обшивал, у того в избе и жил, и питался тем, что дадут. Для сибирской стороны портняжничество — дело прибыльное, но этот чудак зачастую, немного не закончив работу у одних хозяев, переходил на постой к другим. Ох, и доставалось Симеону от разгневанных хозяев! И били его, и ругали, и денег за работу вовсе не давали. Кому могло прийти в голову, что портной поступает так именно для того, чтобы избежать земного вознаграждения за свой труд и еще больше смириться? Симеон молча переносил оскорбления и побои, без ропота, без обид.

На местных девчат он не заглядывался: хоть и молод был годами, а семьи не заводил. Однако часто беседовал с детьми, их чистые души с детской простотой впитывали в себя слова праведника.

Когда в селе построили Михаило-Архангельский храм, многие часы Симеон стал проводить там, в доме Божием. Нередко видели Симеона на берегу реки Туры, где он подолгу просиживал с удочкой. И никто не мог даже помыслить, глядя на одинокую фигуру Симеона, что сердце его непрестанно беседует с возлюбленным Господом…

Он умер молодым, прожив чуть больше тридцати лет. Местные жители похоронили его и забыли. А через пятьдесят лет земля сама вдруг вынесла из своих недр на поверхность гроб. Сквозь щели дощатой крышки сельчане увидели нетленные мощи праведника…

Кинулись вспоминать, кто такой, как звали — никто не знает. Слишком потаенную жизнь вел этот человек. Стали всем миром молиться, чтобы Господь, явивший нового святого, открыл и его имя. Через некоторое время митрополиту Тобольскому Игнатию, проводившему освидетельствование новоявленных мощей, был голос во сне: «Симеоном зови его, Симеоном». Прославленного на Небе, Симеона, наконец, прославили и на земле — это было 18(31) декабря 1695 года.

12(25) сентября 1704 года (315 лет назад!) нетленные мощи святого праведного Симеона были перенесены из Меркушино в Николаевский монастырь в Верхотурье, который сегодня известен всему православному миру.

После Октябрьской революции в 1920 году в ходе антирелигиозной кампании рака с мощами была опечатана, монахи разогнаны и репрессированы, а в монастыре была устроена детская колония. Несмотря на это, народ продолжал ездить в Верхотурье и почитать праведника. В 1929 году советские власти вывезли мощи святого Симеона в Тагильский музей, позднее их на 50 лет скрыли в запаснике краеведческого музея Екатеринбурга.

Тридцать лет назад, 25 мая 1989 года, мощи были возвращены Русской Православной Церкви и 25 сентября 1992 года их торжественно перенесли в Верхотурье.

Существует предание, что земля уральская и все живущие на ней вверены святому праведному Симеону на хранение как верному другу, до второго пришествия Иисуса Христа. Вот об одном таком особом случае попечения о простом сельском священнике отце Василии со стороны Хранителя земли уральской считаю своим долгом рассказать… Сумею ли?

Неизвестный батюшка

В апреле нынешнего 2019 года по просьбе и благословению настоятеля Христо-Рождественского собора отца Михаила Чиркова форсировала ранее начатую работу по поиску имен людей, захороненных в церковных оградах Кыштыма, путем изучения метрических книг в государственном архиве Челябинской области. Надо признаться, что непросто все это: 4-5 архивных дел — до 1500 страниц рукописного текста в день… Интересного много — сначала изучаю раздел метрических книг об умерших, а затем бегло просматриваю «родившихся» и «бракосочетавшихся», делаю выписки, благо, разрешается — фотографирую интересные места… В памяти оставляю немногое — даст Бог, дома потихонечку все систематизирую…

Установлено, что до 1917 года имеются захоронения в церковных оградах всех четырех кыштымских церквей, но по всем еще кое-что не досмотрено — некоторые метрические книги находятся в ветхом состоянии и не выдаются в читальный зал, пока не будут изготовлены их копии в электронном варианте.

После последнего дня работы в архиве вечером автобусом из Челябинска еду домой. Эмоции от найденного как-то утихли, но один вопрос не дает покоя. Листая метрические книги, в 1905 году вдруг встретила незнакомого батюшку — «заштатного священника при Нижне-Кыщтымской Николаевской церкви Василия Псаломщикова» — 22 августа он крестит новорожденную дочь у священника Свято-Троицкой единоверческой церкви. По метрическим записям по Николаевской церкви вижу, что отец Василий появился в Кыштымском заводе в 1903 году — иногда он крестит младенцев, совершает погребение, венчает, а 8 марта 1906 года (по старому стилю) в возрасте 65 лет он умирает от рака желудка… На третий день «Сего завода заштатный священник Василий Георгиев[ич] Псаломщиков был погребен «в церковной ограде» Николаевской церкви Нижне-Кыштымского завода. В погребении участвовали настоятель этой церкви Николай Ляпустин, Каслинского завода священник Николай Любомудров, Кыштымского завода священники Константин Пьянков и Николай Введенский с диаконами: местным Александром Максимовым и Кыштымского завода Макарием Огибениным.

Имена всех дореволюционных священников Кыштыма мне знакомы, отец Василий Псаломщиков — ранее в Кыштыме не служил… «Кто же он и откуда?» — мысленно задаю вопрос, и набираю через телефон в интернете «священник Василий Псаломщиков»…

Диво дивное — сразу же открывается статья Александра Волынцева «Храм, который мы потеряли», в начале которой автор с заметной грустью пишет о том, что есть на территории Озерска, закрытого города (ЗАТО) в Челябинской области, «православный храм, в который уже никогда не зайдет настоятель, на клиросе не зазвучат стройные голоса певчих, не встанут на молитву прихожане, а над куполом не поплывет радостный гул колокола…», а затем лишь изредка и коротко комментирует письмо священника села Метлинского Екатеринбургского уезда, отца Василия Псаломщикова на имя настоятеля Верхотурского Николаевского монастыря архимандрита Арефы, от 27 мая 1902 года...

Вот и получен так быстро ответ на мой вопрос «Кто же он и откуда?» — из-под пера самого батюшки, замечу лишь, что в конце письма Василий Псаломщиков сообщает, что он при этой церкви, беспрерывно продолжает свое служение уже более 40 лет; а поэтому все описанные обстоятельства взяты им не из преданий или письменных сведений, а переданы как лично ему известные и совершавшиеся на его глазах и при его участии...

Послание

из "Метлиновской веси"

"Священным долгом считаю поведать Вам, Ваше Высокопреподобие, для большего прославления св. праведного Симеона, в виду предстоящих торжеств, в заведываемом Вами монастыре — ибо и Метлинская весь находится под особым, угодника Божия, праведного Симеона, покровительством, со времени устроения в сей веси храма в честь его (праведного Симеона), владельцами оного села г.г. Кокшаровыми, с 1861 года…

Частицы святых мощей праведного Симеона находятся внутри небольшого серебряного креста. Крест сей внесен в храм в 12-е сентября 1861 года, пред освящением вновь воздвигнутого в селе Метлине каменного храма, из домовой молельни владельца и храмоздателя Константина Иоанновича Кокшарова и супруги его Конкордии Григорьевны собором священнослужащих протоиереев и иереев, совершающих освящение храма, при многотысячном стечении богомольцев, занявших собою всю площадь, около храма, от дома г.г. Кокшаровых и стоящих, во время перенесения, коленопреклоненно, с возженными в руках свечами и взывающих: "Святый праведный Симеоне, моли Бога о нас". Вот это-то торжественное перенесение и шествие святых мощей и увековечило память праведного Симеона в народе окрестных сел и до сего времени. По окончании освящения храма и совершении первой литургии и молебного пения угодникам Божиим, совершен был крестный ход вокруг храма, с поднятием святых мощей — торжественно; пред алтарем храма прочтена была с коленопреклонением молитва праведному Симеону.

По освящении храма и доныне, ежегодно, совершается накануне 12-го сентября с 2-х часов пополудни торжественная вечерня, с выносом святых мощей на особо приготовленный среди храма столик и пением молебна святому с акафистом, при громадном же стечении богомольцев — из окрестных заводов и селений. Особенно много бывает богомольцев при благоприятной погоде и уборке хлебов с полей. В 5 часов вечера совершается всенощное бдение, с поклонением святым мощам и длится до 11-ти, а иногда и до 12-ти часов ночи. По окончании всенощной, в храме остаются на ночь многие из богомольцев, грамотные из них, по благословению священника читают акафист святому Симеону, а все прочие поют окончания кондаков и икосов — не преставая во всю ночь. В 12-е же число с 5 часов утра производится благовест на сбор и совершается для поклонников также молебен с акафистом и поклонением святым мощам праведного и продолжается сие вплоть до начала литургии, которая начинается в 9 часов и длится до 12-ти. После литургии общий молебен, в конце коего торжественный крестный ход вокруг храма, с поднятием св. мощей, по возвращении в храм — чтение молитвы с коленопреклонением и многолетствованием, и поклонники, потрапезовав у местных жителей, возвращаются восвояси с миром. Иногда, в летнее время, являются богомольцы, по обету, отслужить молебен пред святыми мощами праведного учинив поклонение, но бывает сие временно, а не часто.

При сем нелишне присовокупить, что по соизволению и посещению Божию, в 1864 г., на четвертый год освящения благоустроенного храма, село Метлино подверглось наказанию Божию. В 8-е июня — Духов день, в два часа дня, при сильном ветре, вспыхнул пожар, и в какой-нибудь час, пылало 52 дома с постройками, крытые соломою. У храма были сложены дрова, которые также загорались, пламя от них перешло чрез окна и двери внутрь. Сгорело все деревянное на колокольне, крест и колокола упали на свод — внизу колокольни; внутри же: потолок на паперти и пол до половины храма. Иконостас и ценная утварь сохранились в целости. В сей-то общей суматохе, бывшим в то время священником отцом Симеоном Чирковым, для большего сохранения от огня в целости, рака со святыми мощами вынесена была неподалеку от храма на островок, где и находилась всю ночь без присмотра. Какой-то злодей, не убоявшись Бога и святых Его, похитил серебряную раку, а крестики все три завернул в епитрахиль тут же находящийся, в которой священником, на утро другого дня и были унесены в храм и помещены в уготованное место. О пропаже же раки так и осталось неизвестным тогда, пока до времени и поры.

Но Господь Бог вскоре (в том же году), наказал похитителя, он сам, пред смертью, раскаялся в краже оной. Похититель, из прихожан — крестьянин, вдруг ни с того ни с сего, у него на нижней губе — челюсти, образовалась болезнь "рак", и так было быстро течение болезни и жестоко, что он, вскоре, и помер, раскаявшись пред смертью в преступном своем грехе, объясняя, что он продал ящичек за 5 рублей слесарю солдату Юрьеву, который растопил его на какие-то мелкие поделки; и этого Юрьева Господь Бог и Его угодники наказали за святотатство, вскоре и он заболел венерическою болезнью, лицо обезобразилось, нос сгнил и провалился; проболев в этой мерзкой болезни года два, исчез с лица земли, как было слышно, без христианского покаяния, где-то в Сибири.

Пострадавший от пожара храм, того же (1864) года, к 12 сентября — дню памяти праведного Симеона, был исправлен в лучшем виде и освящен малым чином, при многолюдном стечении богомольцев. Исправление производилось на пожертвования: от купцов Каслинского и Кыштымского заводов поступило 800 рублей, а особенно выделялся усердием Каслинский купец — старичок, Иаков Федорович Медведев, пожертвовавший на постройку погоревшего храма весь сосновый половой и другой необходимый лес, и деньгами 100 рублей".

Особое попечение

 

После батюшкиного рассказа захотелось узнать, что же это за село Метлино, куда стекался народ православный на поклонение святым мощам праведного Симеона? Всезнающая свободная энциклопедия Википедия выдает, на удивление — немногое, только то, что это поселок в Озерском городском округе Челябинской области, численностью на 2010 год 3694 человека, расположенный на берегу озера Кожакуль, в 20 км от города Озерска.Численность для поселка немалая, и местность живописная, и 80-тысячный город всего в 20 км… Тогда почему же в него «… уже никогда не зайдет настоятель, на клиросе не зазвучат стройные голоса певчих, не встанут на молитву прихожане…»?

Ответ нахожу у озерских краеведов — в конце статьи Александра Волынцева «Храм, который мы потеряли», у Владимира Устюжанина в статье «То самое Метлино», у Лилии Каримовой в книге «Двуликое Метлино».

Оказывается, в ныне существующем Метлино нет и не было храма, а построен сам поселок в 1956 году… Сюда переселили людей из старого — того самого Метлино, о котором поведал нам скромный сельский батюшка отец Василий Псаломщиков… Старое село получило свое название — Метлино — от своего основателя, пензенского дворянина С. И. Метлина, купившего в 1778 году у башкир облюбованный участок земли. От положения своего в верховьях реки Течи имело село и второе название — Верх-Теченское. После смерти Метлина поместье было разделено между его родственниками по 3500 десятин — С.А. Булгакову и тетке наследодателя Агриппине Семеновне Булгаковой. Первый вел жизнь разгульную, пьяную, вторая – отличалась искренней набожностью и широкой благотворительностью: архиерейский дом — ее жертва, когда открыто было викариатство в Екатеринбурге (1833 год), были значительные пожертвования на Богоявленский и Екатерининский соборы, в Тихвинский монастырь. Именно ей первой принадлежит не только мысль об устройстве храма, но и начало этого дела, хотя и бесплодное: племянник, которому она поручила заготовление строительного материала, в пьяном виде проиграл в карты весь заготовленный кирпич Наседкину из Каслинского завода.Такие подробности о старом Метлино почерпнуты из справочной книжки "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году. Материалы для этого справочника подавали настоятели приходов. По стилю можно узнать и рассказ отца Василия Псаломщикова о первой благодетельнице Агриппине Семеновне: «…К своим крепостным она относилась необычайно заботливо: она строила им дома, дарила их рогатым и рабочим скотом и проч., перед смертию, по духовному завещанию, освободила всех крепостных на волю и передала им всю землю в количестве 3500 дес. (Еще до отмены крепостного права! — Ред.). Но, вследствие оспаривания этого завещания дальними ея родственниками, крестьяне стали пользоваться этой землею с 1868 года, через 12 лет после смерти завещательницы». Далее батюшка сообщает, что при разделе земли на каждую душу пришлось по 45 дес. земли и по 100 рублей деньгами, но некоторые из крестьян предались сильному пьянству и «в скором времени спустили до 1000 десятин за бесценок...».

Другая половина имения Булгаковым продана была Ушакову, а Ушаковым — Севастьянову, а последним в конце 1859 года —управителю Сысертского завода К. И. Кокшарову и его супруге. «Господа Кокшаровы оставили по себе незабвенную память и как строители, и благоукрасители храма, и школы в селении, и как вообще щедрые благотворители. Они строго держались похвальных обычаев: перед каждой Пасхой жертвовать в храм Божий что-либо из священных предметов, священнику и псаломщику и семействам их материи на одежду. Кроме сего священник, в виде жалованья, получал от г. Кокшарова 120 руб., а псаломщик 48 р. в год; бедные же прихожане щедро снабжались мукой, крупой, солью, мясом, чаем и сахаром и 30 коп. денег на принятие духовенства со св. иконами…».

До 1861 года в Метлино была лишь небольшая часовенка в честь Архангела Михаила, каменный же храм в честь Великомученицы Варвары и Святого праведного Симеона Верхотурского был построен «в один незабвенный 1861 год: 20 июня была совершена закладка св. храма, 15 августа был сведен купол… , и 12 сентября … торжественно совершено освящение его». Перечитываю последнюю цитату множество раз… Столько же раз загибаю пальцы – июль, август, сентябрь …??! Каменный храм построен за 3 месяца!!! Население Метлино, по имеющимся сведениям за 1877 год, составляло 304 чел. (в 1915 году — 1053 чел.). Находилось оно в 20 верстах к востоку от Кыштымского и Каслинского заводов, население которых, для сравнения, в 1877 году составляло 5247чел. и 5180 чел. соответственно. Численность окрестных сел, откуда стекались к Праведному Симеону богомольцы (по состоянию на 1877 год): Воскресенское — 2179 чел., Куяшское — 1488 чел., Кузнецкое — 4040 чел., Тюбукское — 642 чел., Булзинское — 1131 чел., Боевское — 1149 чел, Багарякское — 2555 чел., Огневское — 1853 чел.

Последняя страница богатейшей истории «старого» Метлино связана со строительством и пуском ПО «Маяк». Сейчас территория села частично затоплена, частично заросла лесом, попасть туда без специального разрешения и допуска секретности невозможно, на подступах с разных сторон — блок-посты и охрана…

Загрязненная радиохимическими отходами вода плещется около цоколя храма… А ведь по человеческой логике — около алтаря этого храма и должен быть похоронен священник, прослуживший здесь более 40 лет.

Но в том далеком 1902 году, вскоре после написания письма об особом покровительстве «Метлинской веси» праведным Симеоном, настоятель Симеоновской церкви Василий Псаломщиков по своему прошению был «почислен за штат» и стал проживать в Нижне-Кыштымском заводе. Здесь жили его взрослые дети.

Размышляя об этом, вдруг уловила отчетливую мысль: «А ведь это святой праведный Симеон позаботился о том, чтобы спасти тело батюшки из Метлино от затопления ..!» Православные христиане веруют, что момент смерти — это рождение для жизни в вечности, исповедуя в Символе веры: «...чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Вот и воскреснет отец Василий Псаломщиков около храма в честь Святителя Николая Чудотворца в городе Кыштыме, который на сегодня является одним из красивейших храмов нашей области! Прямо таки — уголочек рая на земле!

Хочется также отметить, что около этого храма похоронен еще один человек — мастеровой Матфей Андреев[ич] Глазков «Нижне-Кыштымскаго завода», 55 лет от роду, умер внезапно от паралича. По старому стилю он скончался 7 мая 1896 года, а погрбен был 9 мая. Хоронили его как раз на «Николу летнего», погребение совершали три священника кыштымской Духосошествиевской церкви — Дмитрий Мутин, Аркадий Черепанов, Константин Пьянков и псаломщик Александр Алмазов. Без сомнения — раб Божий Матфей Глазков активно потрудился при строительстве Николаевской церкви, освящение которой состоялось через неделю после его захоронения — 17 мая того же 1896 года.

 

Лариса САВЕЛЮК

 

Просмотров: 433 | Добавил: Vestnik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Приветствую Вас Гость!
Четверг, 26.12.2024, 16:13
Главная | Регистрация | Вход | RSS