Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет
30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29
Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
р/с 4070 3810 2074 3000 1324
Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк»
БИК 047 501 711
кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711
ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001
Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт
12:55 К ЮБИЛЕЮ СВЯТОГО | |
Письмо из затонувшего поселка Люди долго могут скитаться по свету, заниматься разными важными делами, к чему-то стремиться, чего-то искать… Но стоит лишь попасть в святое место, как душу посещает ощущение, что все вокруг «суета сует». Душа замирает и, прильнув к святыне, кротко, но твердо возвещает: «Я нашла то, что искала, больше ничего не надо». И она долго не будет отпускать вас отсюда и потом станет всегда проситься назад, в то место, где коснулась ее Божия благодать. Первой такой святыней для меня было Верхотурье и все те места, которые связаны с именем великого святого земли уральской — праведного Симеона. Впервые я ехала в Верхотурье, чтобы посмотреть, как мне думалось — на чудо — фарфоровый иконостас длиной 24 и высотой 6-9 метров, изготовленный для восстановленного из руин Крестовоздвиженского собора с помощью компьютерного моделирования на Сысертском заводе художественного фарфора. О нем я услышала на областной геологической конференции по каолиновому сырью, но впечатлений от встречи со святым Симеоном было столько, что об иконостасе не вспомнила ни в первую, ни в несколько последующих поездок…. Там отдыхает душа, а все твои земные дела в это время неприметным образом улаживает дивный чудотворец… Хранитель земли уральской Более трехсот лет назад в сибирском селе Меркушино в Верхотурском уезде поселился странный человек. Его манеры выдавали в нем благородное происхождение, однако жил он как крестьянин: ел простую пищу, спал, как и все деревенские жители, на полу, своим трудом добывал пропитание. Собственного угла не имел, но зато знал ремесло —шубы шил. По тогдашней традиции, кого обшивал, у того в избе и жил, и питался тем, что дадут. Для сибирской стороны портняжничество — дело прибыльное, но этот чудак зачастую, немного не закончив работу у одних хозяев, переходил на постой к другим. Ох, и доставалось Симеону от разгневанных хозяев! И били его, и ругали, и денег за работу вовсе не давали. Кому могло прийти в голову, что портной поступает так именно для того, чтобы избежать земного вознаграждения за свой труд и еще больше смириться? Симеон молча переносил оскорбления и побои, без ропота, без обид. На местных девчат он не заглядывался: хоть и молод был годами, а семьи не заводил. Однако часто беседовал с детьми, их чистые души с детской простотой впитывали в себя слова праведника. Когда в селе построили Михаило-Архангельский храм, многие часы Симеон стал проводить там, в доме Божием. Нередко видели Симеона на берегу реки Туры, где он подолгу просиживал с удочкой. И никто не мог даже помыслить, глядя на одинокую фигуру Симеона, что сердце его непрестанно беседует с возлюбленным Господом… Он умер молодым, прожив чуть больше тридцати лет. Местные жители похоронили его и забыли. А через пятьдесят лет земля сама вдруг вынесла из своих недр на поверхность гроб. Сквозь щели дощатой крышки сельчане увидели нетленные мощи праведника… Кинулись вспоминать, кто такой, как звали — никто не знает. Слишком потаенную жизнь вел этот человек. Стали всем миром молиться, чтобы Господь, явивший нового святого, открыл и его имя. Через некоторое время митрополиту Тобольскому Игнатию, проводившему освидетельствование новоявленных мощей, был голос во сне: «Симеоном зови его, Симеоном». Прославленного на Небе, Симеона, наконец, прославили и на земле — это было 18(31) декабря 1695 года. 12(25) сентября 1704 года (315 лет назад!) нетленные мощи святого праведного Симеона были перенесены из Меркушино в Николаевский монастырь в Верхотурье, который сегодня известен всему православному миру. После Октябрьской революции в 1920 году в ходе антирелигиозной кампании рака с мощами была опечатана, монахи разогнаны и репрессированы, а в монастыре была устроена детская колония. Несмотря на это, народ продолжал ездить в Верхотурье и почитать праведника. В 1929 году советские власти вывезли мощи святого Симеона в Тагильский музей, позднее их на 50 лет скрыли в запаснике краеведческого музея Екатеринбурга. Тридцать лет назад, 25 мая 1989 года, мощи были возвращены Русской Православной Церкви и 25 сентября 1992 года их торжественно перенесли в Верхотурье. Существует предание, что земля уральская и все живущие на ней вверены святому праведному Симеону на хранение как верному другу, до второго пришествия Иисуса Христа. Вот об одном таком особом случае попечения о простом сельском священнике отце Василии со стороны Хранителя земли уральской считаю своим долгом рассказать… Сумею ли? Неизвестный батюшка
Установлено, что до 1917 года имеются захоронения в церковных оградах всех четырех кыштымских церквей, но по всем еще кое-что не досмотрено — некоторые метрические книги находятся в ветхом состоянии и не выдаются в читальный зал, пока не будут изготовлены их копии в электронном варианте. После последнего дня работы в архиве вечером автобусом из Челябинска еду домой. Эмоции от найденного как-то утихли, но один вопрос не дает покоя. Листая метрические книги, в 1905 году вдруг встретила незнакомого батюшку — «заштатного священника при Нижне-Кыщтымской Николаевской церкви Василия Псаломщикова» — 22 августа он крестит новорожденную дочь у священника Свято-Троицкой единоверческой церкви. По метрическим записям по Николаевской церкви вижу, что отец Василий появился в Кыштымском заводе в 1903 году — иногда он крестит младенцев, совершает погребение, венчает, а 8 марта 1906 года (по старому стилю) в возрасте 65 лет он умирает от рака желудка… На третий день «Сего завода заштатный священник Василий Георгиев[ич] Псаломщиков был погребен «в церковной ограде» Николаевской церкви Нижне-Кыштымского завода. В погребении участвовали настоятель этой церкви Николай Ляпустин, Каслинского завода священник Николай Любомудров, Кыштымского завода священники Константин Пьянков и Николай Введенский с диаконами: местным Александром Максимовым и Кыштымского завода Макарием Огибениным. Имена всех дореволюционных священников Кыштыма мне знакомы, отец Василий Псаломщиков — ранее в Кыштыме не служил… «Кто же он и откуда?» — мысленно задаю вопрос, и набираю через телефон в интернете «священник Василий Псаломщиков»… Диво дивное — сразу же открывается статья Александра Волынцева «Храм, который мы потеряли», в начале которой автор с заметной грустью пишет о том, что есть на территории Озерска, закрытого города (ЗАТО) в Челябинской области, «православный храм, в который уже никогда не зайдет настоятель, на клиросе не зазвучат стройные голоса певчих, не встанут на молитву прихожане, а над куполом не поплывет радостный гул колокола…», а затем лишь изредка и коротко комментирует письмо священника села Метлинского Екатеринбургского уезда, отца Василия Псаломщикова на имя настоятеля Верхотурского Николаевского монастыря архимандрита Арефы, от 27 мая 1902 года... Вот и получен так быстро ответ на мой вопрос «Кто же он и откуда?» — из-под пера самого батюшки, замечу лишь, что в конце письма Василий Псаломщиков сообщает, что он при этой церкви, беспрерывно продолжает свое служение уже более 40 лет; а поэтому все описанные обстоятельства взяты им не из преданий или письменных сведений, а переданы как лично ему известные и совершавшиеся на его глазах и при его участии... Послание из "Метлиновской веси" "Священным долгом считаю поведать Вам, Ваше Высокопреподобие, для большего прославления св. праведного Симеона, в виду предстоящих торжеств, в заведываемом Вами монастыре — ибо и Метлинская весь находится под особым, угодника Божия, праведного Симеона, покровительством, со времени устроения в сей веси храма в честь его (праведного Симеона), владельцами оного села г.г. Кокшаровыми, с 1861 года… Частицы святых мощей праведного Симеона находятся внутри небольшого серебряного креста. Крест сей внесен в храм в 12-е сентября 1861 года, пред освящением вновь воздвигнутого в селе Метлине каменного храма, из домовой молельни владельца и храмоздателя Константина Иоанновича Кокшарова и супруги его Конкордии Григорьевны собором священнослужащих протоиереев и иереев, совершающих освящение храма, при многотысячном стечении богомольцев, занявших собою всю площадь, около храма, от дома г.г. Кокшаровых и стоящих, во время перенесения, коленопреклоненно, с возженными в руках свечами и взывающих: "Святый праведный Симеоне, моли Бога о нас". Вот это-то торжественное перенесение и шествие святых мощей и увековечило память праведного Симеона в народе окрестных сел и до сего времени. По окончании освящения храма и совершении первой литургии и молебного пения угодникам Божиим, совершен был крестный ход вокруг храма, с поднятием святых мощей — торжественно; пред алтарем храма прочтена была с коленопреклонением молитва праведному Симеону. По освящении храма и доныне, ежегодно, совершается накануне 12-го сентября с 2-х часов пополудни торжественная вечерня, с выносом святых мощей на особо приготовленный среди храма столик и пением молебна святому с акафистом, при громадном же стечении богомольцев — из окрестных заводов и селений. Особенно много бывает богомольцев при благоприятной погоде и уборке хлебов с полей. В 5 часов вечера совершается всенощное бдение, с поклонением святым мощам и длится до 11-ти, а иногда и до 12-ти часов ночи. По окончании всенощной, в храме остаются на ночь многие из богомольцев, грамотные из них, по благословению священника читают акафист святому Симеону, а все прочие поют окончания кондаков и икосов — не преставая во всю ночь. В 12-е же число с 5 часов утра производится благовест на сбор и совершается для поклонников также молебен с акафистом и поклонением святым мощам праведного и продолжается сие вплоть до начала литургии, которая начинается в 9 часов и длится до 12-ти. После литургии общий молебен, в конце коего торжественный крестный ход вокруг храма, с поднятием св. мощей, по возвращении в храм — чтение молитвы с коленопреклонением и многолетствованием, и поклонники, потрапезовав у местных жителей, возвращаются восвояси с миром. Иногда, в летнее время, являются богомольцы, по обету, отслужить молебен пред святыми мощами праведного учинив поклонение, но бывает сие временно, а не часто. При сем нелишне присовокупить, что по соизволению и посещению Божию, в 1864 г., на четвертый год освящения благоустроенного храма, село Метлино подверглось наказанию Божию. В 8-е июня — Духов день, в два часа дня, при сильном ветре, вспыхнул пожар, и в какой-нибудь час, пылало 52 дома с постройками, крытые соломою. У храма были сложены дрова, которые также загорались, пламя от них перешло чрез окна и двери внутрь. Сгорело все деревянное на колокольне, крест и колокола упали на свод — внизу колокольни; внутри же: потолок на паперти и пол до половины храма. Иконостас и ценная утварь сохранились в целости. В сей-то общей суматохе, бывшим в то время священником отцом Симеоном Чирковым, для большего сохранения от огня в целости, рака со святыми мощами вынесена была неподалеку от храма на островок, где и находилась всю ночь без присмотра. Какой-то злодей, не убоявшись Бога и святых Его, похитил серебряную раку, а крестики все три завернул в епитрахиль тут же находящийся, в которой священником, на утро другого дня и были унесены в храм и помещены в уготованное место. О пропаже же раки так и осталось неизвестным тогда, пока до времени и поры. Но Господь Бог вскоре (в том же году), наказал похитителя, он сам, пред смертью, раскаялся в краже оной. Похититель, из прихожан — крестьянин, вдруг ни с того ни с сего, у него на нижней губе — челюсти, образовалась болезнь "рак", и так было быстро течение болезни и жестоко, что он, вскоре, и помер, раскаявшись пред смертью в преступном своем грехе, объясняя, что он продал ящичек за 5 рублей слесарю солдату Юрьеву, который растопил его на какие-то мелкие поделки; и этого Юрьева Господь Бог и Его угодники наказали за святотатство, вскоре и он заболел венерическою болезнью, лицо обезобразилось, нос сгнил и провалился; проболев в этой мерзкой болезни года два, исчез с лица земли, как было слышно, без христианского покаяния, где-то в Сибири. Пострадавший от пожара храм, того же (1864) года, к 12 сентября — дню памяти праведного Симеона, был исправлен в лучшем виде и освящен малым чином, при многолюдном стечении богомольцев. Исправление производилось на пожертвования: от купцов Каслинского и Кыштымского заводов поступило 800 рублей, а особенно выделялся усердием Каслинский купец — старичок, Иаков Федорович Медведев, пожертвовавший на постройку погоревшего храма весь сосновый половой и другой необходимый лес, и деньгами 100 рублей". Особое попечение
Ответ нахожу у озерских краеведов — в конце статьи Александра Волынцева «Храм, который мы потеряли», у Владимира Устюжанина в статье «То самое Метлино», у Лилии Каримовой в книге «Двуликое Метлино». Оказывается, в ныне существующем Метлино нет и не было храма, а построен сам поселок в 1956 году… Сюда переселили людей из старого — того самого Метлино, о котором поведал нам скромный сельский батюшка отец Василий Псаломщиков… Старое село получило свое название — Метлино — от своего основателя, пензенского дворянина С. И. Метлина, купившего в 1778 году у башкир облюбованный участок земли. От положения своего в верховьях реки Течи имело село и второе название — Верх-Теченское. После смерти Метлина поместье было разделено между его родственниками по 3500 десятин — С.А. Булгакову и тетке наследодателя Агриппине Семеновне Булгаковой. Первый вел жизнь разгульную, пьяную, вторая – отличалась искренней набожностью и широкой благотворительностью: архиерейский дом — ее жертва, когда открыто было викариатство в Екатеринбурге (1833 год), были значительные пожертвования на Богоявленский и Екатерининский соборы, в Тихвинский монастырь. Именно ей первой принадлежит не только мысль об устройстве храма, но и начало этого дела, хотя и бесплодное: племянник, которому она поручила заготовление строительного материала, в пьяном виде проиграл в карты весь заготовленный кирпич Наседкину из Каслинского завода.Такие подробности о старом Метлино почерпнуты из справочной книжки "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году. Материалы для этого справочника подавали настоятели приходов. По стилю можно узнать и рассказ отца Василия Псаломщикова о первой благодетельнице Агриппине Семеновне: «…К своим крепостным она относилась необычайно заботливо: она строила им дома, дарила их рогатым и рабочим скотом и проч., перед смертию, по духовному завещанию, освободила всех крепостных на волю и передала им всю землю в количестве 3500 дес. (Еще до отмены крепостного права! — Ред.). Но, вследствие оспаривания этого завещания дальними ея родственниками, крестьяне стали пользоваться этой землею с 1868 года, через 12 лет после смерти завещательницы». Далее батюшка сообщает, что при разделе земли на каждую душу пришлось по 45 дес. земли и по 100 рублей деньгами, но некоторые из крестьян предались сильному пьянству и «в скором времени спустили до 1000 десятин за бесценок...». Другая половина имения Булгаковым продана была Ушакову, а Ушаковым — Севастьянову, а последним в конце 1859 года —управителю Сысертского завода К. И. Кокшарову и его супруге. «Господа Кокшаровы оставили по себе незабвенную память и как строители, и благоукрасители храма, и школы в селении, и как вообще щедрые благотворители. Они строго держались похвальных обычаев: перед каждой Пасхой жертвовать в храм Божий что-либо из священных предметов, священнику и псаломщику и семействам их материи на одежду. Кроме сего священник, в виде жалованья, получал от г. Кокшарова 120 руб., а псаломщик 48 р. в год; бедные же прихожане щедро снабжались мукой, крупой, солью, мясом, чаем и сахаром и 30 коп. денег на принятие духовенства со св. иконами…». До 1861 года в Метлино была лишь небольшая часовенка в честь Архангела Михаила, каменный же храм в честь Великомученицы Варвары и Святого праведного Симеона Верхотурского был построен «в один незабвенный 1861 год: 20 июня была совершена закладка св. храма, 15 августа был сведен купол… , и 12 сентября … торжественно совершено освящение его». Перечитываю последнюю цитату множество раз… Столько же раз загибаю пальцы – июль, август, сентябрь …??! Каменный храм построен за 3 месяца!!! Население Метлино, по имеющимся сведениям за 1877 год, составляло 304 чел. (в 1915 году — 1053 чел.). Находилось оно в 20 верстах к востоку от Кыштымского и Каслинского заводов, население которых, для сравнения, в 1877 году составляло 5247чел. и 5180 чел. соответственно. Численность окрестных сел, откуда стекались к Праведному Симеону богомольцы (по состоянию на 1877 год): Воскресенское — 2179 чел., Куяшское — 1488 чел., Кузнецкое — 4040 чел., Тюбукское — 642 чел., Булзинское — 1131 чел., Боевское — 1149 чел, Багарякское — 2555 чел., Огневское — 1853 чел. Последняя страница богатейшей истории «старого» Метлино связана со строительством и пуском ПО «Маяк». Сейчас территория села частично затоплена, частично заросла лесом, попасть туда без специального разрешения и допуска секретности невозможно, на подступах с разных сторон — блок-посты и охрана…
Но в том далеком 1902 году, вскоре после написания письма об особом покровительстве «Метлинской веси» праведным Симеоном, настоятель Симеоновской церкви Василий Псаломщиков по своему прошению был «почислен за штат» и стал проживать в Нижне-Кыштымском заводе. Здесь жили его взрослые дети. Размышляя об этом, вдруг уловила отчетливую мысль: «А ведь это святой праведный Симеон позаботился о том, чтобы спасти тело батюшки из Метлино от затопления ..!» Православные христиане веруют, что момент смерти — это рождение для жизни в вечности, исповедуя в Символе веры: «...чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Вот и воскреснет отец Василий Псаломщиков около храма в честь Святителя Николая Чудотворца в городе Кыштыме, который на сегодня является одним из красивейших храмов нашей области! Прямо таки — уголочек рая на земле! Хочется также отметить, что около этого храма похоронен еще один человек — мастеровой Матфей Андреев[ич] Глазков «Нижне-Кыштымскаго завода», 55 лет от роду, умер внезапно от паралича. По старому стилю он скончался 7 мая 1896 года, а погрбен был 9 мая. Хоронили его как раз на «Николу летнего», погребение совершали три священника кыштымской Духосошествиевской церкви — Дмитрий Мутин, Аркадий Черепанов, Константин Пьянков и псаломщик Александр Алмазов. Без сомнения — раб Божий Матфей Глазков активно потрудился при строительстве Николаевской церкви, освящение которой состоялось через неделю после его захоронения — 17 мая того же 1896 года.
Лариса САВЕЛЮК
| |
|
Всего комментариев: 0 | |