Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет
30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29
Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
р/с 4070 3810 2074 3000 1324
Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк»
БИК 047 501 711
кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711
ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001
Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт
15:50 АКТУАЛЬНО | |
Из всех
святых дел воспитание детей — самое святое! Сегодня в номере мы продолжаем публиковать лекции монахини Нины (Крыгиной), в миру профессора психологии. На этот раз речь пойдет об ошибках родительского воспитания, ибо, как сказал Феофан Затворник: "Из всех святых дел, воспитание детей - самое святое". Ежедневное предстояние перед Богом Вероятно, каждый, когда становится родителем, желает своему малышу только счастья и благополучия. Надеется, что его ребенок сможет добиться успеха и реализовать себя, сохранит бережные отношения с Домом. Но проходит немного времени и родители начинают разводить руками: "Откуда это у него?", "Не понимаю, в кого он пошел", "Хочется хлопнуть дверью и уйти из дома"... Да и ребенок ведет себя так, что становится непонятно, а любит ли он родителей?! Но у всего есть свои первоистоки. В чем же основные причины ошибок родительского воспитания? Что мы делаем не так? Если мы любим детей, они любят нас, то откуда эта злость, непонимание? Это большой разговор, но попробуем хотя бы подступиться к этой теме. Для начала давайте определимся с терминологией. Любое научное совещание начинается именно с этого. Что такое воспитание? Что мы хотим воспитать в наших детях? Куда их ведем? Мы хотим воспитать себе подобных? То есть мы сами как идеал? Или какой-то другой идеал имеем в виду? Слово «воспитание» имеет приставку «вос», т. е. питание возвышенного. Воспитание — это восхождение вместе с ребенком от низшего к высшему, от простого к сложному, от примитивного к духовному . Это первоначальная основа, заложенная в слове. У человека, как известно, есть три уровня: телесный, душевный и духовный. Духовный уровень — это выход в Вечность. Уже наука доказала, что человек бессмертен. (Более подробно этот вопрос был освещен в прошлом номере "РВ"в материале "Семья - это малая церковь и самое справедливое государство" - Ред.) Душа вечна. Постепенно вместе с ребенком надо подниматься от телесного к духовному. Он, как и мы, уходит в Вечность. Но все ли так понимают воспитание? Конечно, нет. Существуют многочисленные учебники по воспитанию, есть три основные педагогические концепции. До революции в нашей стране доминировала православная система миропонимания, которая органично соединяла личность, природу и Творца. Человек — творение Божье, созданное по Его Образу и подобию. И относиться к себе надо, как к храму Божьему, там ведь никто не будет сквернословить, плеваться и расписывать стены, то есть к себе надо относиться целомудренно. Как относиться к другим людям? Они тоже созданы по образу и подобию Божьему. Ты должен быть храмом Святаго Духа, и они такими же. Возлюби ближнего, как самого себя. Все люди неповторимы, уникальны, со своей неповториой геномной программой. Нет ни одного человека, который повторял бы другого, даже идентичные близнецы: один лидер, другой - ведомый и т. д. Окружающая нас природа — тоже творение Бога, поэтому и к ней следует относиться бережно и с любовью. И над всем этим стоит Творец. Абсолютная любовь. Итог жизни — Царствие небесное. Смерть — всего лишь переход. И куда ты попадаешь, в вечную радость или в вечную муку, зависит от того, как ты проживешь эту жизнь. Система координат - заповеди Божие. Это своего рода законы Творения. Все просто и закономерно. Человек, проживая свою жизнь, осознает три уровня: самого себя в мире, в обществе и вечности. Живет в ежедневном предстоянии перед Богом. Успех — это значит успеть спастись! После революции сказали: «Бога нет!», "это все придумано", "не на самом деле". Убрали смысл бытия, что давало силы и свет. Убрали верхнюю ступеньку: Вечность. Что произошло? Все сразу не обрушилось, стало разрушаться постепенно. В Советском Союзе еще сохранялось очень многое: к человеку надо относиться хорошо, уважительно. Бога уже нет, но уважение к людям еще есть. «Сам погибай, а товарища выручай». Значимость других.(Не потому ли многие тоскуют по СССР? - Ред.)И отношение к семье еще было прежним. Ее старались сохранять. И к Родине: её надо защищать. Родина-мать, отец, отчизна. А вот отношение к природе уже стало другим. Человек сам стал творцом. Реки поворачивали в другую сторону, пустыни превращали в цветущие сады. Получилось? Нет. В годы советской власти еще оставалось две ступеньки: отношение к человеку и людям - бережное. Но уже искаженное: без Бога, без Вечности, как будто их и нет. Произошло застревание на втором уровне. Смысл бытия не в Вечности, а в сиеминутном состоянии. Что происходит сейчас? Посмотрите, с какой скоростью убирается вторая ступенька: бережное отношение к людям и Родине. Человека надо зациклить на самом себе. Есть ли у нас бережное отношение к другим людям? Доминирет установка: "Главное, чтоб тебе было хорошо". "Ты что, в армию пойдешь?" "Не любишь, разводись". Разрушается отношение к людям, к Родине, семье. Что остается? Остается примитивное одноклеточное существование. Человек смотрит на людей, природу с позиции потребителя. "А что я буду с этого иметь?" Все зациклены на удовольствии. В масштабах всей планеты формируется потребительская цивилизация. Во время последнего финансового кризиса об этом заговорили практически все СМИ. Причем, делается это абсолютно сознательно, используются все ресурсы для манипуляции сознания. Навязываются установки, причем, на уровне дрессировки: «Бери от жизни все», «Не дай себе засохнуть». О Вечности не думай! Какое здесь воспитание? Истеричное топтание на месте. Если посмотреть на людей, все крутятся, как белки в колесе. И я в миру была точно в таком же состоянии. Колесо жизни вертится, ты выбиваешься из сил, со всех ног крутишь колесо, а ничего не происходит. Появляется состояние загнанности и бессмысленности происходящего. И это делается тоже сознательно. Почему? В этом состоянии человек становится более управляемым. Он уже не Образ и Подобие Божие, а подобие... двуногого животного. А общество превращается в стадо, которое можно гнать в любую сторону. Управлять им примитивно просто, все живут удовольствиями, которые "организовывают" через рекламу: новый товар - все туда. Но самое трагичное, что сейчас уже вектор развития направляется вниз, формируются бесоподобные существа, духовное заменяется на такую черноту... Девальвировано понятие греха, более того, грех становится нормой. Люди как сосуды. Очень важно, чем их заполнить. Ведь мы же не хотим, чтобы наши дети погибли. Успех - это успеть спастись, так понимали это слово наши предки. Человеку дается где-то около 70 лет жизни, чтобы завоевать себе Вечность... Терапия смыслом Детей надо воспитывать в любви и готовить их к Вечности. Вот главные постулаты воспитания. Но умеем ли мы любить? Как часто вы говорите: "Подожди, я так устал..." Все стараются заработать на нормальную жизнь, чтобы дети были одеты-обуты, на сотовые телефоны, планшеты. Приходится работать на двух-трех работах, подчас на пределе своих возможностей. Конечно, хроническая усталость, нехватка времени. Но вспомните, когда вы были влюблены, каждую секунду искали возможность побыть вместе с объектом своей любви. Так и ребенок, если чувствует, что вы не ищите мгновения побыть с ним вместе, значит, "не любит", делает вывод он. В связи с этим хочу рассказать про эксперимент, который поставила сама жизнь. Во время Второй мировой войны: маленьких детей в Париже, опасаясь бомбардировок, собрали в Дом Малютки. Дети здесь должны были быть накормлены, ухожены и в безопасности. Но с детьми стало происходить нечто неладное, получившее впоследствии название в психологии "Госпитализм". Несмотря на тщательный уход, младенцы стали чахнуть, как растения без солнца. Из активных подвижных малышей стали превращаться в болезненных и безучастных, были даже случаи летального исхода. Служащие ломали голову: дети сыты, опрятны, помещение проветрено, но почему они чахнут? Открытие сделал Рене Шпиц: "Их не любят как детей, не теребят за щечку, не разговаривают". Тогда предложили обращаться с ними, как с растущими организмами. И дети постепенно стали крепнуть, ситуация стала развиваться с точностью до наоборот. К сожалению, "психический госпитализм" и сейчас встречается в детских домах, где не хватает воспитателей. Но если бы только там... Сколько таких случаев можно встретить в наших семьях, родители в которых заняты "выживанием". Мы питаем тело, а душу? Любовь - обязательное условие человеческих взаимотношений. Психология как наука лишь находит начное подтверждение тому, что в православии известно две тысячи лет. Есть заповедь "Возлюбви Господа своего как самого себя". Это рельсы, по которым идет наша жизнь, убери их, случится катастрофа. Если без Бога начинаем себя любить — это любовь эгоиста. "К своей цели надо идти по трупам — это неприятно, зато мягко", - говорил фашист Геббельс. Эгоист строит жизнь по этому методу, но за все приходится платить. Когда я разговаривала с людьми, которые таким образом сделали карьеру, то обнаружила, что у них есть все, а счастья нет. Такая пустота и одиночество внутри... Если мы знаем, что предстоит умирать, следовательно, надо подготовиться. О цели жизни надо начинать говорить с детьми на доступном для них уровне. Если цели не видим, то кувыркаемся в безвоздушном пространстве. Основатель логотерапии - доктор Фанкл. Логотерапия - это терапия смыслом. Он как и другие евреи в первые дни второй мировой войны попал в канцлагерь. Как ученый, он наблюдал, как живут люди, попавшие в экстремальные условия. В одной и той же ситуации — одни жили как свиньи, другие — как святые. Одни теряли человеческий облик, другие держали себя мужественно, высоко и достойно. Разница — в смыслах бытия. Некоторые узники погибали до того, как им предстояло отправиться в газовые камеры. Эти люди окончательно теряли надежду, чувствовали себя обреченными, не видели смысла в том, чтобы продолжать жить. В результате душевного слома и внутренней капитуляции у них резко падала сопротивляемость организма, поэтому они умирали от болезней, инфекций, голода. Шанс на выживание сохранялся только у тех заключенных, кто даже в нечеловеческих условиях не терял смысла своего существования. Конкретное содержание смысла было у каждого свое. Кто-то из заключенных находил смысл жизни в том, чтобы после освобождения закончить важное дело, кто-то считал для себя главным непременно порадовать свою мать возвращением из небытия. Виктор Франкл смыслом своего трехлетнего существования в концлагере считал восстановление рукописи своей книги «Врач и душа», которую у него конфисковали нацисты. Но были те, кто знал Бога, понимал, для чего предстояли эти страдания. Вот они-то и были образцом стойкости духа. Жизнь — это подготовка к Вечности и стяжание Духа Святаго. Диктатура любви
Семья без отца - как дом без крыши. Да и женщина без мужчины каменеет. Впрочем, мужчина ведет себя с женщиной, как она того позволяет. Известно, что один и тот же мужчина с разными женщинами ведет себя по-разному. Изменись сам, как известно, и изменится мир вокруг тебя. Когда есть понимание между отцом и матерью, дети вырастают совсем другими. В психологии есть такая практика: рисунок семьи. Попробуйте предложить своим детям, особенно до 6 лет, нарисовать свою семью. И вы все увидите! В идеале, когда семья гармоничная, ребенок должен нарисовать себя в центре, а с двух сторон - мама и папа. И обязательно солнышко должно быть. Такой рисунок говорит, что ребенок счастлив. Самый страшный рисунок, который мне довелось видеть, изображал пустую комнату. Обратите внимание, с кем рядом себя рисует ребенок, означает, к тому более всех привязан. Типичная картина: рисует себя рядом с мамой, а папы как будто нет. Спрашиваю: "Где папа?" "Он ушел", - отвечает ребенок. Даже когда папа приходит, молчит, не разговаривает, не интересуется жизнью своего сына или дочери. Он как бы есть, и его как бы нет. Или, наоборот, мамы нет на рисунке. "Где?", - спрашиваю. "Моет посуду", - отвечают. Или, к примеру, на рисунке только компьютер и кошка — вот и весь мир ребенка. Проверьте свою семью, можете сделать неожиданные для себя открытия. Кто скупо сеет, тот скупо и пожнет. Если мы сеем любовь, то дети обязательно ее вернут. Если злобу, невнимание, вернут и это. Дети отзеркаливают нас, просто не всегда хочется в это изображение смотреть. Как влияют стили родительского воспитания на наших детей? Известный психолог Диана Баумринд выделяет три типа семей. Первый тип: авторитарные родители. В итоге у них вырастают конфликтные, раздражительные дети.У таких родителей контроль во всем: взял ли шарфик, выучил ли уроки, во сколько придешь домой. Ребенку не остается права выбора. Общение на уровне ультиматума. Нет эмоциональной поддержки. "Опять ты нас расстроил"... В результате ребенок боится всего! Причем дети могут быть отличниками, но боятся поступать в вузы, создавать семью. "Опять у тебя ничего не получилось!" Причем родители искренне считают, что желают ребенку добра. Есть очень простой способ посмотреть, насколько мы авторитарны. Взять лист и записать, сколько сделали замечаний в день и сколько раз поддержали, посоветовали. Посмотрите, что получится. На основании чего ребенок будет заполняться любовью, если одни позатыльники и толчки? Авторитарные родители наносят опережающий удар:"Ты плохой. Неудачник. Мы тебя очень любим и честно тебе об этом говорим". Дети вырастают под гнетом родителького воспитания, и у них не вырабатывается свой контроль. Это называется диктатура любви, или тирания любви. Не надо забывать, что ребенок не только собственность родителей, но и Божия! Второй тип семьи — снисходительные родители и импульсивные, агрессивные дети. Делай, что хочешь, ты же маленький, - их негласный девиз. Разрешают все, что угодно, и ребенка несё-ё-т! Попустительский стиль. Что происходит? Детям нужны ориентиры: что хорошо и что плохо. Но когда ребенок совершил что-то серъезное, такие родители реагируют очень бурно. То попустительство, то как с цепи сорвались. А на самом деле очевиден дефицит любви. Родители просто не включаются в ситуацию, ими движет любовь к комфорту, спокойствию. "Не до детей!" Третий тип — авторитетные родители и доброжелательные, спокойные дети. Чем авторитетные родители отличаются от авторитарных ? Они тоже очень требовательные. Неукоснительно требуют выполнения своих требований, но не на уровне плетки, а вырабатывают у ребенка внутреннию позицию, объясняя смысл происходящего. Не солдафонство: упал-отжался, а мотивация поведения. Говорят с детьми с любовью и болью. Интересно признание Силуана Афонского, который, уже будучи святым, говорил: "Я в меру отца своего еще не пришел". Он, как известно, родился под Курском, в крестьянской семье. Еще будучи Семеном (а парень он был видный), на одной из вечеринок впал в смертный грех. " Сынок, что с тобой было сегодня ночью - болело сердце мое", - с такими словами встретил его отец. Надо пострадать, чтобы осознать. Какая любовь и забота! А когда родители "вызвериваются" в семье, это просто сбрасывание эмоций. Почему дети нас часто не слышат? Один пример. В семье воспитывалось одиннадцать детей. Но несмотря на "толпу" детей, чувствовалась в семье удивительная гармония и послушание. Спрашивается, как этого достичь? Отец пояснил: "Очень просто. Дети знают, если они что-то нарушат, будут последствия. К примеру, все едят за общим семейным столом.Сейчас, кстати, это не так часто происходит. Причем телевизор не участвует в трапезе. Единение за столом говорит: "Мы все вместе, мы любим друг друга". И если кто-то из детей опаздывал к столу, его просто-напросто не допускали к обеду. За полдня ребенок с голоду не погибнет, но приучится к железной дисциплине: папа-мама сказали — "слово - Закон". Избери жизнь! Наказание от слова "наказ", поэтому мы должны учить детей жить, а не раздражаться по поводу их неправильного поведения. У Макаренко есть метод отсроченной беседы. Этот прием помогает не только родителям успокиться и найти нужные слова для разговора, но и детям осмыслить происходящее и найти время для покаяния. Физическое наказание — это крайняя мера. Если родители бьют ребенка, это воспроизводится как минимум в трех поколениях. Нередко, желая добра своим детям, родители тем не менее обращаются к астрологам, экстрасенсам и гадалкам. На эту тему хочется привести два случая из жизни. У одной семейной пары не было детей. Жили как все: в церковь не ходили, молитвы на дарование детей не читали (есть такие специальные молитвы), так ни много ни мало прошло 20 лет. Однажды в одной деревне повстречался колдун, который сказал: "Вот ты бесплодна, а сделаю так, что ты станешь матерью". В 41 год женщина родила сына. Во время беременности семейная пара ощущала необыкновенное чувство нарастающего счастья. Но когда родился мальчик, муж заявил, что это ребенок не его. Стал пить. В 13 лет с мальчиком случился эпилептический припадок. В Троице-Сергиевой Лавре, куда посоветовали съездить на отчитку, открылось, что мальчик бесноватый, а мама уже забыла, как ей удалось забеременеть. Вместе с ребёнком был подсажен бес, начались проблемы в семье — пьянство мужа и т. д. И как только она вспомнила, с чего все началось, все стало понятно. Кого зовете, тот и приходит. У темных сил — задача все разрушать. Второй случай: моя подруга живет в Москве. Однажды пошли гулять с друзьями, поворачиваются — ребенка нет. В секунду пролетели страшные сценарии: ребенка выкрали на "органы" или "сдадут"в детскую проституцию. Они взмолились вместе с мужем. Вдруг раздается звонок. Девочка просто засмотрелась на витрины, проходили верующие девушки, позвонили родителям. Но когда они приехали к родителям мужа, выяснилось, что в то самое время, когда девочка потерялась, свекровь была у колдуньи. Ей было интересно, как живет ее сын, ведь знахарка говорит "всю правду": сколько детей, что жена верующая... И в это самое время пропала девочка. Слава Богу, родители взмолились... Еще раз повторю: кого зовете, те и приходят. Нам очень четко даны ориентиры. Во Второзаконии есть такие строки: "Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, Любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим"... Необходимо ежедневно читать Евангелие. Это слова Господа, душа человека незримо высветляется. Разве наши бабушки изучали психологию? А были очень мудрыми, до революции разводов — только 3%. Знание надмевает, а благодать просвещает. Был в моей жизни такой случай: забираю 5-летнего ребенка из садика, воспитательница смотрит на меня стеклянными глазами. Спрашиваю у сына: "Что случилось?" Он рассказывает: встречали весну, сжигали чучело. Он стоит со своим неразлучным другом и рассуждает: по-моему, сжигать чучело — это язычество. Воспитательница оторопела от таких рассуждений детей. Но самое интересное, что дома мы эту тему не обсуждали, просто Благодать наставляет ребенка без нас. Если ребенка исповедовать, причащать, приучать жить духовно, благодать чудесным образом вразумляет сама. Еще надо помнить, если начинают страдать дети, значит, в семью пришло время Покаяния. В качестве иллюстрации приведу один пример: молодой женщине выставили неутешительный диагноз - онкология. Как отреагировали родители? Написали генеральную исповедь, исповедались все вместе, и диагноз не подтвердился. Удивляет, насколько мужественно и духовно поступил отец. Не напился. Не ушел в истерику. Дети ведь чистые, как правило, они страдают за родителей, быть может, даже за прародителей. В подобных ситуациях следует делать все, что полагается в Православии. Не только самим держать молитву, но и попросить молитв церкви, монастырей. Помните, когда Моисей молился, он воздевал руки к небу. И евреи побеждали, когда уставал молиться, опускал руки - проигрывали. Кто пришел на помощь? Первосвященник, он поддерживал руки Моисея. Поэтому и нам надо идти в церковь и просить помощи, причем, не раз в год, а начинать жить по-православному, напитываться Благодатью. С Богом жить не страшно! Страшно жить без Бога. Я знаю множество семей, которые пришли к Православию - и все у них наладилось. Чего и вам желаю! Материал подготовила Ольга Рудакова | |
|
Всего комментариев: 0 | |