Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет
30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29
Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
р/с 4070 3810 2074 3000 1324
Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк»
БИК 047 501 711
кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711
ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001
Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт
10:00 Подарок Храму |
Молитва, застывшая в камне В храме Рождества Христова, в канун Престольного праздника, появился необычный вертеп. У входящих в храм меняются лица: встречаясь с удивительным, невозможно скрыть эмоции. Пред взором предстаёт совершенно реалистичная картина: среди безжизненных камней иссушенной солнцем иудейской пустыни, под сводами пастушьей пещеры, РОДИЛСЯ ХРИСТОС! На него с изумлением взирает его юная Пречистая Матерь и почтенный старец Иосиф. Пришедшие поклониться родившемуся Спасителю пастухи утомлены долгим переходом — один опирается на посох, другой присел на камень, третий – в почтении склонил голову, – они слышали в пустыне Ангельское пение: «Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех Благоволение!..», и вот ВИДЯТ ЧУДО! Достопочтенные волхвы, ведомые звездою, тоже здесь – они принесли дары и теперь спешат поднести их Спасителю. В их лицах и позах смирение. Только стоящий поодаль верблюд немного горд от того, что помог доставить Дары Воплотившемуся Богу. Всё замерло в тишине и благоговении… Композиция выполнена из камня, это придаёт ей монументальность, а шамотная глина, благодаря хаотичным трещинкам и шероховатостям, создает эффект «состаренности» — словно этот удивительный исторический момент запечатлелся в камне и дошел до нас через века. Чтобы пообщаться с автором, я заглянула в мастерскую скульптора Юрия Борисенкова. Не была здесь довольно давно, поэтому мастер спешит показать мне свои новые работы: — Как думаешь, что это? …Я вижу скульптуру из шамота и состаренного дерева. Передо мной необычный древний механизм, похожий на современное колесо обозрения – к деревянному колесу привязаны глиняные кувшины, которые черпают из колодца, поднимают содержимое вверх, а затем опрокидывают. Отвечаю: — Колодец, или мельница, или арык. — Загляни внутрь. Я заглядываю и вижу… человеческие черепа. Тогда только обращаю внимание, что колесо представляет собой крону огромного дерева, внутри которого, среди могучих корней, и находится колодец с черепами… — Что это? — Может, наша земная жизнь, – отвечает автор, – древо жизни. Наша жизнь – мгновение в вечности, как оборот мельничного колеса… В мастерской довольно холодно, Юрий Леонидович спешит поставить чайник. Между делом начинает рассказ: — Идея композиции "Вертеп" родилась давно, я вынашивал ее на протяжении нескольких лет, даже больше десятка лет. В 1989 году, путешествуя по Прибалтике, я зашел в костёл, там стояла такая плоскостная композиция «Вертеп», она меня очень впечатлила, хотя я тогда был еще очень далёк от веры. Сама расстановка фигур, композиционное построение её меня поразили: фигурки в ней были меньше, чем в нашем Вертепе. Я начал интересоваться, читать Евангелие. Благодаря этому, возможно, быстрее и к вере пришел. А в 2009 году мне посчастливилось побывать в Вифлееме, на том самом месте, где Родился Спаситель, — удивительное это место!.. В 2012 году староста храма Рождества Христова Людмила Михайловна Шапранова с другими служащими пришли ко мне с идеей – они побывали в нескольких храмах, увидели там различные варианты вертепа и показали мне фотографии. Они «заразились этой идеей» и мечтали сделать что-нибудь подобное у нас. Поскольку наш храм именно Рождества Христова, я видел это как постоянную скульптурную композицию вне храма. В 2012 году, во время поста, я начал работать. Настраиваться на работу сложно: как музыкант скрипку настраивает, так и художник – нужно продумать и каждую фигуру отдельно, и общую композицию… Конечно, многое в процессе работы изменялось, некоторые фигуры приходилось переделывать. Художник предлагает пройти за стол, заботливо наливает чай в чашки и продолжает вспоминать: — В создании вертепа принимал участие Андрей Москалёнок, и его лепта в этом труде есть. — Сложнее над библейскими темами работать, чем обычные скульптуры создавать? — Конечно, сложнее. Несмотря на пост и постоянную молитву, обязательно различные искушения случаются, соблазны. Случаются даже мистические события. Обычно после того, как работа завершена, Господь дает испытания, порой очень серьезные, некоторые я не смог преодолеть. — Вертеп полностью выполнен из шамота? — Архитектурная часть композиции — полимерная каркасная конструкция в намазной технике выполнена (это конструкцию облегчает), а фигуры из шамотной глины, обожжены при температуре 1000 градусов. Чай начинает согревать, и разговор становится теплее: — Произведение создавалось отдельно по фигуркам или сразу виделась композиция в целом? — Конечно, же в целом,— такое делать должно на одном дыхании, быстро. Все фигуры были созданы за 4 месяца. Это при том, что многое приходилось по ходу переделывать. Например, фигуру согбенного пастуха. Драпировка ткани его одежд сначала складывалась проще – как-бы в одной проекции… Захотелось придать ей более сложное движение и в результате ткань сгибается в двух проекциях. Поначалу все фигуры задумывались более статично, в итоге они оживлены движением, — поиск в процессе работы, тоже существовал. — То есть работа была выполнена в 2012 году? Где же она находилась столько лет? Почему мы смогли её увидеть только сейчас? — Всё это время работа находилась в мастерской в разобранном виде. Почему только сейчас, это вопрос не ко мне. Наверное, именно сейчас пришло её время. — Не обидно, когда готовая работа три года лежит в «загашнике»? — Я уже давно занимаюсь творчеством и по опыту знаю, что любое произведение обязательно будет востребовано в свой час. — Композиция "Вертеп" подарена храму? Она будет постоянно экспонироваться? — Да, вертеп теперь принадлежит храму. Во время праздничных дней он будет выставлен на первом этаже, а после будет перенесен на второй этаж, где много места. Там уже существует импровизированная выставка церковных и бытовых артефактов. — От имени всех прихожан хочу поблагодарить Вас за украшение нашего храма к престольному празднику – каждый год вы удивляли нас чем-либо: снежными фигурами, ледяными иконами… Отдельная признательность за это произведение, за такой чудесный подарок. Когда видишь, как реагируют на композицию дети, умиляется сердце: они подолгу стоят, рассматривая фигуры, прижавшись лицом к краю постамента. Их глаза как раз на уровне глаз персонажей – получается, что они видят событие как бы их глазами, а значит, находятся среди тех, кто в этот волшебный момент пришел поклониться Христу. Застывшая в камне молитва согревает сердца, наполняет их надеждой и благоговением… Ну что тут скажешь? Аксиос! Беседовала Ольга ГОРБАНЁВА
|
|
Всего комментариев: 0 | |