Издается по благословлению Высокопреосвященнейшего Феофана, Архиепископа Челябинского и Златоустовского

Православная городская газета г. Кыштым Челябинской области

Реквизиты

Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА  


р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет 30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29

Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ  


р/с 4070 3810 2074 3000 1324 Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк» БИК 047 501 711 кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711 ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001 Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Форма входа

Календарь

«  Сентябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Объявление

Вы можете оказать посильную помощь в издательстве нашей газеты, перечислив средства на Яндекс-кошелек:
41 00 135 427 023 77
Благодарим вас!!!

Объявление

Внимание! Продолжаются восстановительные работы в Свято-Троицком храме (бывший клуб им. Кирова). Храм открыт с 11 часов каждую субботу , можно прийти и поработать во Славу Божью. Неплохо при себе иметь перчатки и мешки.

Цитата

" Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский
св. пр. Иоанн Кронштадтский

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Сентябрь » 30 » Золотая цепь времен
18:02
Золотая цепь времен

 

ПОСОЛ... из прошлого


 

С большой старинной богослужебной книгой «Апостол» я познакомилась в храме Рождества Христова, куда её специально для нашей встречи принёс владелец Евгений Игнатченко. Чёрный переплёт, металлические застёжки, печать, текст на старославянском языке – книга внушает уважение.

Евгений увидел церковную книгу в антикварном магазине «Мир Старины», что на улице Республики, заинтересовался. А когда внутри обнаружился оттиск «Кыштымской Свято-Троицкой Старообрядческой часовни», купил «Апостола». Мысль была проста и достойна: вернуть книгу историческому хозяину, то есть, когда начнётся приходская жизнь в четвёртом - Единоверческом Кыштымском храме, передать книгу туда. «Я тогда подумал,– говорит молодой человек, – что на печати название именно Свято-Троицкого храма, возможно, он изначально был часовней или какой-то исторический каламбур затесался в название».

Подключив местных знатоков старины, Евгений начал расследование.

С известным краеведом Инной Владимировной Неповинных решили узнать: а была ли вообще часовня с таким названием в Кыштыме?

И первым делом, благодаря помощи сотрудника краеведческого музея «в отставке», краеведа Геннадия Петровича Гузынина, нашли сведения о … другой кыштымской часовне.
Вознесенская часовня находилась на улице Калинина в районе памятника погибшим в гражданскую войну. Сейчас проще будет сказать: в районе бывшего автовокзала, ныне – магазина «Молния». Есть версия, что эта улица так и называлась, вероятно, по имени часовни, Вознесенской. Тут нет ничего необычного: в былые времена улицу, ведущую к храму, называли его именем. Часовня была не старая, когда её ломали в 1956 году, сберегли закладную табличку. Удивительно, что табличка сохранилась в семье знакомого Евгения Игнатченко, о чём он знал и вспомнил, когда понадобилось хоть что-то выяснить про историю часовни. В записи буквально следующее: «Сия часовня построена с благословения Пермского** Архипастыря Вассиана при настоятеле Кыштымских церквей От. Александре Исакове строителями: учителем Иваном Еф. Ходовым*** и техником Николаем С. Щукиным в году 1889–ом после Рождества Христова». Часовня эта была приписана к храму Рождества Христова. И, конечно, это была не та часовня, которой принадлежал раритетный «Апостол».

Продолжив историческое расследование, Евгений Игнатченко и Инна Неповинных встретились с кыштымскими старообрядцами. Староста старообрядческой общины Зоя Ивановна Назарова рассказала, что старообрядческая часовня на улице Володарского (в районе Свято-Троицкого храма) работала ещё в советское время. Даже дом, где она располагалась, до сих пор сохранился. (Мы проехали с Е. Игнатченко по указанному адресу: жилой дом, ничем не примечателен среди прочих, отделан по-новому сайдингом. По понятным причинам фотографировать его мы не стали.) В настоящее время община старообрядцев в Кыштыме маленькая, даже на большие праздники собирается всего лишь несколько человек. Молодые от старой веры отходят: посты ещё соблюдают, но в церкви уже ходят в «новые», то есть в православные храмы. А старики службы ведут на дому, ещё по тем книгам, старинным, в кожаном переплёте, на старославянском языке, передающимся по наследству. Зоя Ивановна достала книги, по которым сама молится. Одна из них была… один в один с «Апостолом», приобретённым Евгением! Только листы несколько поменьше. То, что для кого-то уже стало «раритетом» и «историей», для других – соль жизни и «хлеб насущный».
Единоверческий Свято-Троицкий храм был построен в 1847 – 1849 годах, службы в нём велись до середины 30-х годов. Когда же была построена часовня, пока неизвестно.

«Апостол», с которым меня познакомил Евгений Игнатченко, не просто дожидался своего часа в Кыштыме. Где и как он путешествовал – его тайна, но вернулся в Кыштым, благодаря хозяину магазина «Мир Старины» Николаю Перетокину, который нашёл книгу на очередной антикварной выставке в Екатеринбурге. Интересна ещё одна рукописная надпись на первой странице «Апостола»: «По описи № 2 - 1911 г.» Вероятно, №1по описи – Евангелие. В книге нет выходных данных, тогда их просто не делали, поэтому узнать год выпуска, тираж и прочие данные не представляется возможным, но специалисты датируют выход книги второй половиной ХIХ века.


– Я на полном серьёзе могу сказать, если дело угодное – всё складывается, – делится Евгений.–Это такое сильное чувство, когда сверху тебе помогают, вроде сам ничего не делаешь, а вещи в жизни происходят просто невероятные.

Поэтому не могу здесь не затронуть одну историю, которой поделился со мной мой собеседник.

Евгений Анатольевич увлечённо составляет родословную своей семьи. Сейчас, подходя к возрасту Христа, он «дошёл» в своей истории до 1694 года. Интерес к своим корням проявлял еще, будучи школьником, пока дедушки-бабушки были живы, записывал их воспоминания. На что не хватило живой памяти, дополнили архивы. Евгений уверен в необходимости и важности знаний о своих корнях, истории своего рода. А из рода складывается Родина и память, без которой немыслимо будущее, да и настоящее сомнительно. Тот, кто чтит память предков, историей не разбрасывается. И вера отцов и дедов для него – не пустой звук.

«Начинаешь заниматься незнакомым до сих пор делом, перед тобой – тёмный лес, не знаешь, в какую сторону пойти. Но постепенно картина проясняется, осваиваешься. А со временем не просто знаешь, но и можешь делиться знанием – как оно было», – вспоминает Евгений.

Так впервые Е. Игнатченко зашёл в антикварный магазин на ул. Республики, где случайно с помощью двоюродной тёти, краеведа Сониной Ольги Илларионовны, нашёл фото своего прадеда. На фото 1909 года – волостные старшины****, среди которых и его прадед, хозяин кожевенной мастерской Чуфаров Рафаил Фёдорович. Его расстреляли в 37-ом по доносу. Правнук ездил в архив Челябинской области, читал дело. Евгений был поражён, какие нелепые обвинения привели к расстрелу Рафаила Фёдоровича: контрреволюционная деятельность, организация вооружённого восстания, шпионаж, подготовка взрыва медеэлектролитного завода… Был план по арестованным и расстрелянным, который нужно было выполнять, под это подтягивали самые нелепые обвинения. В 1956 году прадед Рафаил, как и сотни других невинно осуждённых, был реабилитирован посмертно. А фото кто-то не поленился - принёс антиквару (!), не выбросил, сохранил, и спустя сто лет правнук расстрелянного волостного старшины купил эту карточку в антикварном магазине того же города. Это ли не чудо, не промысел Божий? И подобных чудесных историй в арсенале Евгения уже небольшая коллекция. «Чему не суждено потеряться, то не потеряется»,– сделал для себя вывод Е. Игнатченко. «Ищите и обрящете», – сказано в Евангелии (Мф. гл. 7, ст. 7-8). 

Вспомнил Евгений и беседу с хозяином магазина "Мир Старины" Николаем Перетокиным, где последний описывал свой разговор с одной пожилой женщиной, проживающей недалеко от храма Святой Троицы. Она рассказывала, что по своей простоте сожгла найденные на чердаке иконы, так как лучины из икон хорошо зажигаются. Скорее всего, эти иконы были именно из храма Святой Троицы, на чердак иконы могли спрятать при закрытии храма. На сегодняшний день, вероятно, уже не осталось предметов, принадлежавших храму.

Мы дожили до такого времени, когда все камни уже разбросаны, бросать больше нечего. Остаётся собирать. Возвращать на свои места книги и иконы, храмы и часовни, заповеди и устои.

Закончить хочется словами А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».


 

 

Маргарита Карачёва


 

*Апо́стол (др.-греч. ἀπόστολος — «посол») — один из учеников Иисуса Христа

«Апостол» — богослужебная книга, включающая часть книг Нового Завета

** Пермская губерния — административная единица Российской империи и СССР в 1781—1923 г г. Располагалась по обоим склонам Уральских гор. Административным центром губернии был город Пермь.

** Деятельность Ходова И.Е. (он умер в 1922 г. на 93 году жизни) интересна тем, что он работал в Кыштыме свыше 50 лет. Он был не только учителем, но и общественником. Ему принадлежит инициатива организации воскресной рабочей школы в 1909 – 1911 гг. Он также принимал активное участие в организации общеобразовательной женской школы

*** Волостной старшина - выборное старшее должностное лицо волости, административной единицы крестьянского самоуправления в Российской империи. Волостные старшины выбирались из домохозяев, не моложе 25 лет, не подвергавшихся телесному наказанию и не состоявших под судом и следствием, не бывших «заведомо развратного поведения». 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 1026 | Добавил: Vestnik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Приветствую Вас Гость!
Четверг, 18.04.2024, 17:50
Главная | Регистрация | Вход | RSS