Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет
30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29
Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
р/с 4070 3810 2074 3000 1324
Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк»
БИК 047 501 711
кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711
ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001
Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт
15:21 Визиты | |
Иконы, которым хочется молиться... В последние дни августа Кыштым посетили искусствоведы с учеными степенями, специалисты по иконописи и архитектуре, Галина Игнатьевна Пантелеева и Вера Матвеевна Медведева. Они побывали в трех храмах города, увиденное, привело их в восторг: «Кыштым — часть демидовской империи, и в наследство ему досталась величайшая культура предков. Потрясающие храмы, сравнимые с итальянской архитектурой, удивительные иконы Невьянской школы иконописи — наследие Святой Руси. Жителей города следует водить на экскурсию и рассказывать, какими бесценными сокровищами они обладают!» Бережно, с любовью гостьи разглядывали каждую икону. И у нас появилась уникальная возможность посмотреть на храм глазами искусствоведов. Настоящей жемчужиной храма Рождества Христова считается ростовая икона Стефана (40-е годы XIX века), которая расположена слева, в центре храма. Это первый христианский мученик, кровь которого не пролилась даром. Савл, одобрявший это убийство, в скором времени уверовал, крестился и стал знаменитым апостолом Павлом... Рядом – иконы праздничного ряда знаменитых братьев Богатыревых, они вошли в иллюстрированный сборник «Уральская икона». Ближе к входу располагается икона «Покрова Божьей Матери», датированная 1796 годом. – Элементы архитектуры уже присутствуют на иконе, – обратила наше внимание Галина Игнатьевна, – мы как будто находимся в храме. Идет служба. Церковь поделена на земную и небесную. В центре — Божья Матерь с Покровом. Все невьянские иконы написаны на золоте, это их характерная особенность. Золото здесь не жалели, его было много... Оно давало особую подсветку. Невьянская школа возникла и сформировалась в XVIII-XIX столетиях. Ее творцами были старообрядцы, отвергнувшие церковную реформу середины XVII века и бежавшие из северных и центральных районов страны. Они перенесли на Урал Древнюю Русь с ее многовековым культурным наследием. Парадоксально, что на Урале индустриальную базу тогда еще развивающейся страны закладывали люди, не принявшие петровских преобразований, те, кто сочетал деловитость и дерзкие порывы творческой энергии с приверженностью к патриархальным идеалам. Именно поэтому создатели новой промышленности и сопутствующего ей искусства (изделия из малахита и яшмы, чугунное литье и гравюра на стали) были одновременно ревностными хранителями художественных традиций русского старины. — Невьянская икона сегодня признана во всем мире искусствоведами, критиками, — подчеркнула Галина Игнатьевна, — ее характерные черты: выбеленность ликов, золотой фон, удлиненные пропорции фигур, изысканность поз, тонкость письма... Медленно искусствоведы вместе с художниками и краеведами города продвигались по храму, боясь пропустить что-то очень важное. – А вот северная Пермская икона, – остановилась Галина Игнатьевна у «Параскевы Пятницы».– Она народная, но, посмотрите, как выразительно, правдиво сделана. Ей хочется молиться... Чуть поодаль расположена икона «Вседержителя» в старинном киоте, с полированным золотом. «Явно был богатый заказчик», — предположили собравшиеся. После того, как в 2015 году из храма исчезла старинная икона «Трех святителей», выполненная в стиле «Параскевы Пятницы», все исторически значимые иконы были прикреплены к стенам. К сожалению, антивандальные мероприятия приходится проводить и в наши дни: то иконы воруют, то золото с них... Сложно даже представить, какими богатствами, и в первую очередь с искусствоведческой стороны, обладали кыштымские храмы до революции! Ведь это без преувеличения —остатки былой роскоши... — В 1996-ом или 97-ом году мы приезжали с фотографом Александром Соколовым в Рождественский храм для съемок, — вспоминает Галина Игнатьевна. — Готовилась к публикации книга, надо было сделать слайды. Тогда все старинные иконы были собраны в одной комнатке-крестильне. Стали снимать и вдруг... полетела вся аппаратура! А фотограф — профессионал экстра-класса! Пришлось приезжать второй раз. Теперь уже помолились, приехали, и — все получилось!.. Опытный взгляд искусствоведов подметил: на видных местах в храме висят репродукции икон, а не «намоленные» шедевры прошлого. Но, быть может, это неслучайное, а интуитивное «прятание» святынь от лихолетья времени. Поднявшись на второй этаж храма, наши гостьи не могли сдержать своих эмоций: — Какое изысканно красивое пространство! Настоящая Италия... Где же глухая, темная, безграмотная Русь, о которой нам столько твердили в школе?! Этот риторический вопрос повис в грандиозном пространстве храма... Законченный летом ремонт помог сделать еще одно маленькое открытие. — По документам, второй этаж храма возносится вверх на 20 метров, а на поверку оказалось на 29,5! — восклицает староста храма Юрий Борисович Карпов. —Таким образом, высота нашего собора — 72 метра! Храмы называют молитвой, застывшей в камне. Молитвой, прорвавшейся к нам сквозь века...
| |
|
Всего комментариев: 0 | |