Послушание Перед
Царскими Днями в Среднеуральском
женском монастыре много гостей,
неудивительно, что мне дали послушание
на братскую трапезную…
День
в монастыре начинается с молитвенного
правила в храме, его читают для всех.
Потом монахини, насельники и паломники
берут благословение у отца (батюшек в
монастыре много, но отцом все называют
игумена монастыря, отца Сергия) и
освящаются святой водой с просфорой,
затем расходятся трудиться. Труд в
монастыре именуется послушанием.
…Работы
в трапезной много: надо помыть, почистить
и нашинковать овощи, согреть воды,
нарезать хлеб, помыть посуду… за день
и не присядешь. Накормить предстоит
200-300 человек. Готовит мать Мария, а мы
– я и паломница Елена из Оренбурга –
ей помогаем. Есть еще брат Игорь – он
выполняет работу потяжелей, носит
воду, продукты. Рядом с нами улыбчивая
мать Лариса готовит для болящих.
Трудиться
положено молча, творя при этом Иисусову
молитву. Как-то с Божьей помощью все
слаживается, «работа кипит» (эта
аллегория для трапезной как нельзя
кстати). Поначалу все так и происходит,
но потом вопросы, сначала исключительно
по делу, потом человеческое любопытство:
откуда, где работаешь, есть ли дети…
В большом котле на плите уже начинает
«клокотать» каша, свекольник уже почти
готов…разговор же продолжается… В
самый «неподходящий момент» заходит
главный келарь, строгая мать Клавдия.
–Мать
Мария, что это они у тебя болтают? Во
время работы надо Иисусову молитву
творить!
Мы
приходим в себя и начинаем повторять
в уме «Господи, Иисусе Христе, сыне
божий, помилуй меня, грешную».
– К
8 часам успеешь? Надо будет 30 человек
завтраком накормить? Степенная мать
Мария, утверждает, что успеем.
– Быстро
остывает, мы горячую добавляем, когда
надо что-то мыть,– зачем-то встреваю
я.
– А
ты особенно многословная, болтливая!
(да, она попала «в яблочко» – опустив
глаза, я смиренно замолкаю…) Мать
Клавдия заглядывает в котёл с кашей,
велит срочно его разделить: по правилам
техники безопасности каши в котле
должно быть на 20 см ниже крышки, чтоб
не сбежала, а в нашем на 10. Здесь смиренно
опускает глаза мать Мария, мы с Еленой
бежим за котлом…
– Какой
чай собираешься заваривать? Завари с
травой,– велит она матери Марии, –
сегодня гостей много будет.
Утреннее
солнце ласковое, еще не обжигает зноем,
похоже, этому рады и птицы – кругом
слышны их чарующие трели. На огороде
вовсю идёт полив. Главная огородница
мать Надежда – наша землячка, родом из
Кыштыма, дает мне всего побольше и
помыть разрешает. Мой богатый «улов»
травы к чаю удивляет мать Марию, а мать
Лариса понимающе подытоживает: ты ведь
из Кыштыма… В этом монастыре подвизается
11 кыштымцев.
– Мать
Мария,– говорит она, – я тут новую песню
списала, но мелодию не запомнила, ты
случайно не знаешь? Процитировав
несколько строк и не получив утвердительного
ответа, предлагает:
– Давай
нашу споем, про Табынскую икону.
И
на монастырской кухне зазвучал ее
простой, чистый голос:
Горочка
златая, травы и цветы,
На вершине храмик,
дивной красоты…
Божья Матушка, Слава, Слава тебе!
Божья
Матушка, Слава, Слава тебе…
В
этом пении было столько искренности,
исконной какой-то любви и веры! К ней
присоединилась голосом пониже мать
Мария:
Искупай
в купельке с соленою водой,
И подай нам здравие,
и от бед укрой.
Божья Матушка, Слава,
Слава тебе!
Божья Матушка, Слава, Слава
тебе…
– Мать
Лариса! Это же настоящая молитва!
–изумилась я. – А еще это самый настоящий
православный фольклор! Народное
творчество - песни, которые передаются
из уст в уста.
Тут
я вспомнила, что в моей сумке «совершенно
случайно» лежит редакционный диктофон:
–Давай
запишем эти песни.
– Давай,
– сразу согласилась мать Лариса,– у
нас будет перерыв, а мы придём пораньше
и запишем.
ПЕРЕРЫВ!!!
Кто работал на трапезной, знает, как
это приятно лежать в келье, давая отдых
ногам (они устают больше всего), но ради
песен монахини Ларисы не жалко было
сократить эти дивные моменты.
– Песня
про царевича Алексея, начала она
уверенно:
Радуйся
светлый цветочек,
Радуйся,
царский сыночек,
Песни
были радостные и грустные, похожие на
казачий фольклор и на авторскую песню:
…Прощаю
вас, дома многоэтажные,
За то, что совершенно
без корней,
Вы вознеслись высокие и
важные,
Над Родиной измученной моей…
Мать
Лариса пела про святых, про Пречистую
Божью Матерь. Была среди песен колыбельная,
совершенно удивительная и светлая,
такая, что если ее петь детям, они
непременно православными вырастут.
Потом она прочитала несколько стихов.
Я решила посмотреть, как идёт запись,
и увидела.., что диктофон затух: сели
батарейки… Сразу я вспомнила, что в
монастыре без благословения делать
ничего нельзя – послушание.
Разбираться
было уже некогда: на обед начали подходить
многочисленные трудники, паломники,
крестоходцы… К вечеру пришлось даже
бежать в сестринскую трапезную к матери
Клавдии, за кашей: своей не хватило…
Уже поздно вечером, совсем уставшие,
пока прибирались, вычитали правило ко
причастию и вечерние молитвы. Казалось,
силы хватит только на послушание, а
впереди была еще всенощная служба,
Причастие и Крестный ход от Храма на
Крови к Ганиной яме.
Службу
служили вместе монастырские и приезжие
батюшки. Народ с трудом вмещался в храм.
Силы нам Господь на всё дал, может, и за
послушание… Крестным ходом идти даже
легче, чем в прошлом году.
По
возвращении выяснилось, что на диктофоне
записано только две песни. Благословение
дали. Песни мать Лариса обещала напеть
в следующий раз.
Впечатлениями
делилась
Ольга
Горбанёва
|