Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет
30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29
Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
р/с 4070 3810 2074 3000 1324
Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк»
БИК 047 501 711
кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711
ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001
Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт
16:49 Тема номера. часть 2 | |
Нет тайны, которая бы не открылась... Александр I «официально» умер 19 ноября 1825 года в Таганроге. Слухи о том, что он не умер, возникли сейчас же; но так же быстро, как они возникли, так же быстро они и заглохли. Через какой-нибудь год-два никто уже больше не думал о тагангоргской драме. Проходит сорок лет, и вдруг почему-то слухи не только возникают, но молва прямо указывает на какого-то сибирского отшельника и назыввает его именем умершего сорок лет назад царя. Почему? Как это могло случиться? Какие причины заставили где-то в глухом уголке потревожить забытую и похороненную тень? При этом сибирский старец, называвший себя Федор Кузьмич, упорно хранил свою тайну: ни телесные наказания в Красноуфимске, ни увещания сибирских преосвященных, ни просьбы окружавших его в последние дни его жизни — не заставили его раскрыть тайну его жизни, его прошлое и настоящее имя. Скончался ли император Александр I в Таганроге, или, предоставив хоронить чье-то чужое тело, таинственно удалился от мира и окончил жизнь в образе старца Федора Кузьмича в Сибири 20 января 1864 года? Ответить на этот вопрос на основе большого количества документов постарался князь В.В. Барятинский в своей монографии «Царственный мистик. (Император Александр I — Федор Кузьмич)», 1912 год. Поскольку в книге явно просвечивает симпатия автора к обоим лицам, то надеяться на абсолютную беспристрастность автора не приходится. Тем не менее материал очень интересен. В этой книге автор пытается разрешить три вопроса: 1. Имел ли император намерение оставить трон и удалиться от мира? 2. Если он имел это намерение, то привел ли его в исполнение в бытность свою в Таганроге или скончался, не осуществив своего замысла? 3. Если он скрылся из Таганрога, а не умер, то можно ли отождествить его личность с личностью сибирского старца Федора Кузьмича? По мнению автора книги, на первый вопрос можно ответить вполне утвердительно — да, император Александр I имел намерение отречься от престола и удалиться от мира. Основанием для этого служат заявления самого императора: в 1817 году на обеде в Киеве во время поездки по России; в 1819 году в беседе с братом Николаем Павловичем в Красном селе после смотра войск; осенью 1819 года в беседе с братом Константином Павловичем; в 1824 году говорит Васильчикову, что был бы рад избавиться от гнетущей его короны; весной 1825 года подтверждает принцу Оранскому свое решение. В январе 1822 года формально состоялось отречение от престола цесаревича Констатнтина Павловича. Летом 1823 года в Москве император поручает митрополиту Филарету составить манифест о назначении Великого князя Николая Павловича престолонаследником; по совету митрополита копии манифеста были направлены в Госсовет, Синод и Сенат. Перейдем к освещению второго вопроса. Отъезд императора в Таганрог был, как известно, вызван рекомендацией врачей императрице Елизавете Алексеевне провести зиму на юге. Но почему Таганрог? Ведь было известно, что побережье Азовского моря славилось ветрами, снежными заносами и стужами. Князь Барятинский допускает мысль, что город был еще выбран самим императором, посетившим его в мае 1818 года. Император покинул столицу 1-го сентября 1825 года. Его сопровождают только начальник Главного штаба Дибич, доктора Виллие и Тарасов и четыре обер-офицера и прислуга; 13-го сентября он прибыл в Таганрог, а 23-го приехала императрица. 20-го октября Александр уже выехал из Таганрога в Крым, где посетил многие города и Георгиевский монастырь под Севастополем. Как отмечается, поездка, была очень напряженной. Считается, что в конце этой поездки император заболел «крымской лихорадкой» — малярией. Приезд в Таганрог состоялся в седьмом часу вечера 5-го ноября. С этого числа начинает вести записки князь Волконский, приехавший вместе с императрицей, и барон Виллие, ежедневно вплоть до 19-го ноября — времени «кончины» императора. Вела записки и императрица но только до 11-го ноября. Из записок следует волнообразный ход болезни («лучше», «хуже») с постепенным ухудшением. Лечение состояло в очищении организма (чуть ли не ежедневный прием слабительных), потении и однократном кровопускании (пиявки). Однако император лечился неохотно. Так 10-го ноября Виллие записывает: «Начиная с 8-го числа, я замечаю, что что-то другое его занимает больше, чем выздоровление, и беспокоит его мысли». 11-го ноября Вилли пишет: «Когда я говорю о кровопускании, он приходит в бешенство и не удостаивает говорить со мной»; 14-го ноября, отказавшись от лекарства, Александр говорит Виллие: «Я надеюсь, вы не сердитесь на меня за это, у меня свои причины». В протоколе вскрытия тела указывается причина смерти монарха: «...Болезнь сия в продолжении своем перешла в жестокую горячку, приведшую к кровоизлиянию в мозг». Далее князь Барятинский приводит ряд фактов, указывающих на ненадежность документов о болезни и смерти императора: во всех записках можно заметить, что они написаны задним числом — это первое. Во-вторых, исчезновение продолжения записок императрицы после 11-го ноября. Вероятно, что они были уничтожены императором Николаем I – известно, что он уничтожил многие документы, касающиеся именно последнего периода жизни своего брата. И в-третьих, подложная подпись доктора Тарасова под протоколом вскрытия тела. Четыре копии протокола вскрытия тела, выпустив только слова "государь император", кн. Барятинский разослал мировым светилам на предмет экспертизы, указав предполагаемые причины смерти: брюшной тиф, малярия, сотрясение мозга, телесные наказания. Эксперты отметили краткость протокола и несоответствие научным требованиям единодушно отвергли смерть от малярии и брюшного тифа. За последние четыре дня император, будучи человеком религиозным, ни разу не выражал желание видеть духовника, и при его «кончине» священник не присутствовал, хотя бы для прочтения отходной молитвы. Немедленно после смерти распространились слухи, что в Санкт-Петербург везут чужое тело. Слух необычный, но ведь почему-то же он возник... Да и само поведение императора в последнее время — его фразы, намеки, отмечает автор. Свое изложение таганрогской драмы кн. Барятинский завершает словами: «Я, взвесив все «за» и «против», утверждаю, что император Александр I, воспользовавшись пребыванием в Таганроге и легким недомоганием, выполнил свое желание отречься от престола и скрылся». Далее автор исследует вопрос об отождествлении императора Александра с Федором Кузьмичем, по мере проживания которого его популярность в Сибири все более и более возрастала. Многие стремились посетить его, видя в нем советника и наставника. Преосвященный Афанасий, епископ Иркутский, неоднократно приезжал к Федору Кузьмичу, останавливался в его келье и проживал у него по нескольку дней. Замечали, что они со старцем иногда говорили «не по-нашенски». И. Д. Митрополов, служивший в Синоде при Победоносцеве, получил в подарок от барнаульского мещанина Е. Ф. Сдобникова книгу с надписью "книжица, заключающая в себе акафист Воскресению Христову и сказание об антихристе", написанную самим старцем Федором Кузьмичем. Единого мнения о тождестве почерков Александра I и старца, тогда, в девятнадцатом веке, достигнуто не было. Из приводимых в книге Барятинского документов явствует, что старец вел обширную переписку, иногда шифрованную, был в курсе всех событий XVIII века, давал характеристики многим власть придержащим, но никогда не касался императора Павла I, и не характеризовал Александра I, знал все традиции и манеры высшего круга. Так он дважды отправлял в паломническую поездку по монастырям России крестьянку Александру Никифоровну, которой в 12-летнем возрасте заменил родителей. Он снабжал ее маршрутом следования с поименным указанием духовных и светских лиц, к которым следовало обращаться. Эти поездки проходили весьма успешно, вплоть до встречи с императором Николаем I. Нельзя не отметить тот факт, что четыре человека признали в старце императора Александра I: солдат Оленьев, чиновница Бердяева, придворный истопник и еще один солдат в партии ссыльных. Трое из них упали в обморок с криком: «Вы император Александр!..» Похоронен старец на кладбище Томского Алексеевского монастыря. На его могиле была воздвигнута часовня, в сооружении которой принимали участие многие высокопоставленные люди, включая члена Государственного Совета М. Н. Галкина- Враскина. Таким образом, у княза Барятинского нет сомнений в тождестве Александра I со старцем Федором Кузьмичем. Мнение о тождестве Александра I с Федором Кузьмичем базируется на предании о косвенном участии Александра в смерти Павла I, отца своего, с последующим глубоким раскаянием и стремлением замолить этот грех. Имя императора Павла I и его государственная деятельность официально предавались поношению. Поводом для покушения на его жизнь послужили некоторые странности в его характере и подозрительность — следствие покушения (через тяжелое отравление), глубокая травма детства от убийства своего отца — Петра III. Его распоряжения умышленно искажались. Заговорщики убеждали молодого наследника, что его отец безумен и его следует отстранить от власти. При этом они обещали не причинять вреда здоровью родителей — и он... согласился. За спиной заговорщиков стоял английский посол, так как император Павел I существенно ущемил экономические интересы Великобритании, а главный исполнитель граф Панин — один из воспитателей Александра, имевший на него значительное влияние. Когда Александр увидел рану на виске отца, он потерял сознание и грохнулся так, что все слышали стук его головы о пол. Стоит заметить, что все убийцы, обвинявшие Павла I в безумии, в разное время сошли с ума. Материал подготовил Федор Дякин | |
|
Всего комментариев: 0 | |