Издается по благословлению Высокопреосвященнейшего Феофана, Архиепископа Челябинского и Златоустовского

Православная городская газета г. Кыштым Челябинской области

Реквизиты

Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА  


р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет 30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29

Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ  


р/с 4070 3810 2074 3000 1324 Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк» БИК 047 501 711 кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711 ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001 Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Форма входа

Календарь

«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Объявление

Вы можете оказать посильную помощь в издательстве нашей газеты, перечислив средства на Яндекс-кошелек:
41 00 135 427 023 77
Благодарим вас!!!

Объявление

Внимание! Продолжаются восстановительные работы в Свято-Троицком храме (бывший клуб им. Кирова). Храм открыт с 11 часов каждую субботу , можно прийти и поработать во Славу Божью. Неплохо при себе иметь перчатки и мешки.

Цитата

" Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский
св. пр. Иоанн Кронштадтский

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2018 » Декабрь » 26 » Россия, которую мы потеряли
09:15
Россия, которую мы потеряли

Пять пудов серебра, греха

и отчаяния...

Церковные ценности, изъятые в Кыштыме в первые годы советской власти, в современных деньгах эквивалентны пяти миллионам долларов США

Прежде, чем писать этот материал, я решила, что буду делать его на языке «словарной статьи» — только цифры, факты, выводы историков. Никаких эмоций и лирики. Тема слишком чувствительная: изъятие церковных ценностей... Максимум выразительности — фотографии Кыштыма тех времен. Но снимок, подходящий по времени, вдруг задал высокую ноту боли. Скорби. Отчаяния. Речь идет о том самом «пожарном» снимке, на котором храм Рождества Христова, словно корабль плывет по пепелищу... Почти тысяча домов тогда сгорела в городе, без крова осталось 2323 человека. Точно известна дата — 25 мая 1921-й год. И «вдруг» картинка стала оживать, наполняться смыслом. В один ряд встали... Пожар... Голод... Поругание святынь... Но обо все по порядку.

 

Грех Иуды

 

Первый этап изъятия ценностей пришелся на 1922-й год — постановление ВЦИК выходит на второй день нового года. И делали его под благовидным предлогом помощи голодающим. «Цинизм доходил до грации», — писал про то время выдающийся писатель Иван Бунин. Для того чтобы представить размах «голодающих Поволжья», заглянем в официальную статистику. «На территориях, контролируемых большевиками, голод охватил 35 губерний с населением в 90 миллионов человек, из которых голодало не менее 40 миллионов (по официальным советским данным — 28 миллионов).

Но самое интересное другое: «регионы Южного Урала и Поволжья пострадали наиболее длительно и массово. Пик голода пришёлся на осень 1921 — весну 1922...». То есть, в одном синонимичном ряду с Поволжьем стоит Южный Урал и Башкирия. Но если язык еще сохранил устойчивое выражение «голодающие Поволжья», то о «голодающих Южного Урала» в таком масштабе, если честно, я ничего не слышала. Белые пятна в истории города, вероятно, появились неслучайно, так как одновременно с изъятием церковных ценностей вышло распоряжение правительства и об изъятии музейного имущества. «На вскидку» удалось найти только цифры голодающих в Златоустовском уезде: на июнь 1922-го года их было 70 тысяч взрослых и 60 тысяч детей. В самом Златоусте, по данным городского музея, 32 тысячи из 41 000 возможных... То есть, 74 процента! Думаю, вряд ли картина слишком отличалась и в Кыштыме. Тем более после пожара... Всего же по данным Википедии, от голода в 1921-22 годах в России погибло более 5 миллионов человек!

От фотографии стало тянуть не только гарью и дымом, но и каким-то мертвящим холодом...

Декрет «О ликвидации церковного имущества» прогремел, как выстрел. Он побудил Патриаха Тихона написать запрос на имя председателя Президиума ВЦИК Калинина. Не получив от последнего ответа, он 15 (28) февраля 1922 года обратился к верующим с воззванием, ставшим впоследствии широко известным: «Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским советам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления». Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах по отношению к духовным руководителям Церкви, 10 (23) февраля ВЦИК постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные предметы. С точки зрения Церкви подобный акт является актом святотатства… "Мы не можем одобрить, - писал Патриарх Тихон, - изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство — миряне отлучением от Неё, священнослужители — извержением из сана "(Апостольское правило 73, Двукратн. Вселенск. Собор. Правило 10).

Святотатство, как известно, это воровство особого рода... Грех Иуды. По правилам святых апостолов, надо теперь возвращать "впятеро больше" (Пр.72).

Согласно справочной литературе, в ряде районах страны произошли волнения, связанные с изъятием церковных ценностей. Особенно большой общественный резонанс вызвали события в Шуе, где 15 марта 1922 года группа верующих оказала сопротивление властям. По толпе был открыт пулемётный огонь. В результате столкновения четверо были убиты, десять ранено.

На следующий день в связи этим событием политбюро ЦК РКП(б) в отсутствие Ленина приняло решение приостановить изъятие, и на места была разослана телеграмма: «…Политбюро пришло к заключению, что дело организации изъятия церковных ценностей ещё не подготовлено и требует отсрочки…» Но через несколько дней, 19 марта, Ленин направил секретное письмо членам Политбюро ЦК РКП(б), в котором изложил свой план расправы с церковью: «С самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления, … дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий … Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

И покатилось красное колесо репрессий: судебные процессы над духовенством в 1922—1923 годах прошли по всей России. К концу 1924 года в тюрьмах и лагерях побывало около половины всего российского епископата: 66 архиереев. По данным Православного Свято-Тихоновского богословского института, общее количество репрессированных церковных деятелей составило 10 тысяч человек, при этом был расстрелян каждый пятый — около 2 тысяч.

Не менее плачевны и финансовые результаты «операции». Когда православная церковь получила разрешение самостоятельно заниматься сбором средств для помощи голодающим, было собрано около девяти миллионов золотых рублей.

У советского же государства размах был другой. Согласно сводной ведомости, ЦК Последгол ВЦИК о количестве изъятых церковных ценностей на 1 ноября 1922 года было изъято:

Золота 33 пуда 32 фунта

Серебра 23,997 пуда 23 фунта 3 лота

Бриллиантов 35 670 шт.

Прочих драгоценных камней 71 762 шт.

Жемчуга 14 пуда 32 фунта

Золотой монеты 3 115 руб.

Серебряной монеты 19 155 руб.

Различных драгоценных вещей 52 пуда 30 фунта

Всего было изъято церковных ценностей на два с половиной миллиарда золотых рублей. Из этих средств только примерно один миллион рублей был потрачен на закупку продовольствия для голодающих. Основная часть собранных средств пошла на «разжигание мировой революции». Часть золота и драгоценностей «исчезла в неизвестном направлении», о чём свидетельствуют суды, прошедшие над сотрудниками Госхрана.

 

Мал золотник,  да дорог

Чтобы узнать, «чего и сколько» было изъято из кыштымских церквей, мы отправились в Государственный архив Свердловской области. В фонде № Р-25 (Опись №1, единица хранения № 360) нашли документ «Акты и описи изъятых церковных ценностей». С волнением открыли пожелтевшие от времени листы — ее Величество История... Но благоговение быстро проходит, когда начинаешь понимать, как методично, системно, с мародерским азартом грабили наши церкви. Причем в Википедии имеются сведения об изъятии церковных ценностей только в 1922 году. 1923-й год — блистает своим отсутствием. Но, судя по деятельности уральского Губфинотдела, основной размах как раз приходится на 1923-й год. Вот цифры, которые удалось раздобыть.

После призыва Патриарха Тихона о помощи голодающим тремя кыштымскими церквями (Духосошевствиевской, Христорождественской и Никольской) было сдано серебра 15 фунтов 62 золотника 60 долей. Затем «за дело» взялись советские органы, они изымали ценности в три приема. В итоге с четырех кыштымских церквей было изъято серебряных риз с икон, крестов, дарохранительниц и других церковных принадлежностей весом 5 пудов 63 фунта. В переводе на привычные нам килограммы - это 92 кг 497 граммов.

Самый большой «улов» был в храме Рождества Христова. (В "господствующей" церкви Сошествия Святаго Духа на апостолов еще во времена Пугачева (1774-й год) "унесено даже до одной вещи"— медные, серебряные, ограблены все жертвенники и престолы).

Только 27 апреля 1923 года «Комиссия в составе члена Кыштымского горисполкома Гредасова А. П., председателя Рабкрина Елисеева Д. А., Завкассой Нарокомфина Дряхлова Н. Г., священника Пьянкова К. А., церковного старосты Быкова А.А., заместителя Представителя Церковно-Приходского Совета Струбовщикова Н. Н., членов этого же совета Устинова Д. П. и представителей от верующих Пыхова И. П., Сигаева С. И., Струбовщикова П.М., Галицкова Я.В. и Пыхова П.И., действующих на основании постановления Президиума Кыштымского горисполкома от 19 апреля 1923 года за № 26/2 согласно декрета ВЦИК от 27 декабря 1921 года, опубликованного в сборнике узаконений и распоряжений от 7-го апреля 1922 года № 215 производится изъятие церковных ценностей из функционирующего Христорождественского собора Кыштыма» изъяла серебряных принадлежностей весом 2 пуда 26 фунтов 49 золотников. Среди них — четыре ризы с икон, к сожалению, не указывается с каких именно, пять крестов, три дискоса, четыре оправы с Евангелия и так далее. В графе «Количество оставленного для совершения культа» значится, к примеру, ризы на иконах Казанской Божьей Матери и «Воскресения Христова» — они, судя по всему, исчезли уже в более поздний период.

Днем раньше, 26 апреля, подобная «процедура» была произведена в Духосошевствиевской церкови, или, как ее называют, «Старой», «На острове», «Демидовской». Здесь было изъято серебра весом 21 фунт 44 золотника 20 долей, «каковое сдано в кассу Наркомфина под квитанцией № 350».

21 мая 1923 года эта же участь постигла и Свято-Никольскую церковь на Нижнем Кыштыме. Правда, серебра, в силу «молодости» церкви (ей было всего 27 лет), удалось изъять немного: 1 фунт 47 золотников, 6 долей, зато в описи значатся шесть ниток жемчуга.

Последним в списке оказался «временно функционирующий Свято-Троицкий храм». 30 мая 1923 года отсюда в Екатеринбургский Губфинотдел было отправлено серебряных богослужебных предметов весом 28 фунтов 57 золотника, 12 долей.

Кроме церковных документов, в деле были подшиты три телеграммы частного характера, в которых «цинизм опять доходил до грации». Некая гражданка Мавра Тимофеевна Блиновская сдала слиток из серебряных и золотых монет. Кыштымская касса Наркомфина отправила его в лабораторию Екатеринбурга. Его оценили на сумму 7669 рублей. В телеграмме от 21 июля 1922 года за №3773 говорится о том, что в кыштымскую кассу «кредитован счет на сумму 7669 рублей, каковую выплатить гр. Блиновской Мавре Тимофеевне». Следом приходит телеграмма под грифом «СРОЧНО», почему-то написанная карандашом: «Отмену отношений от 21 июля № 3773, выплатите Блиновской Мавре одну тысячу сто сорок четыре рубля. Лидеман».

..."Вероятно, впервые в истории человечества, — сказал известный кинорежиссер Станислав Говорухин, — уголовный девиз «грабь награбленное» стал идеологией целого государства...

Но вернемся к основной теме. В документах дела обнаружилась должностная записка с просьбой прислать отсутствующую опись ценных вещей, полученных в посылке за №17/705. В ней указывалась сумма, в которую они были оценены — 45 870 рублей. Следом дисциплинированные кыштымцы высылают недостающие документы, а у нас появляются необходимые условия для решения задачи — денежный эквивалент того времени. В итоге, проведя небольшие вычисления, благо, есть калькуляторы, мы высчитали на какую сумму были изъяты церковные ценности в Кыштыме. Получилось — 588 710 руб. Это в деньгах 1922 года. Еще одной находкой в деле стал аккуратно пришитый листок с валютным курсом, согласно которому Государственный банк РСФСР от 17 мая 1922 года, дает за один доллар США — 135 рублей. Следовательно, мы можем высчитать на какую сумму в американских долларах было изъято ценностей в Кыштыме. Получилось 4360,81 $. И благодаря современным поисковым системам, мы нашли уровень инфляции доллара США с 1922 года по 2017, он составил 1359,89%. В итоге, мы узнали на какую сумму были изъяты церковные ценности в современных деньгах для того, чтобы хоть как-то представить их платежеспособность. Получилась кругленькая сумма — 5 млн 930 480,29 долларов США. И уж, чтоб совсем было понятно, в рублях 2017 года — 338 миллионов 07376,5. Впечатляет?! Причем, надо понимать, что мы взяли категорию «серебро в слитках и изделиях», а могли быть и предметы, представляющие художественную ценность... А сколько икон с тончайшим письмом было изрублено на дрова?!. До наших дней, по словам старосты храма Рождества Христова Юрия Карпова, сохранилась целая поленница порубанных икон...

При «утилизации» церкви в Карабаше, как именуется этот процесс в материалах дела, были переписаны и ящики с мощами, исчезнувшие, как понятно, в неизвестном направлении. Сколько святынь было оплевано и поругано!. Поругано и оплевано...

Но вернемся к математике, она все же «ум в порядок приводит». Это «занимательные» подсчеты — только по нашему городу. В Каслинской волости, к примеру, было изъято 7 пудов 31 фунт 90 золотников, только одна "серебряная одежда для престола" была более двух пудов. Всего же Екатеринбургский губфинотдел собрал ценности для «мировой революции» со 121 объекта (где-то именовались конкретные храмы, где-то целые населенные пункты, как Кыштым, который, кстати, был последним в списке). Главнейшими «донорами» церковных ценностей стали Екатеринбург, Каменский уфинотдел, Верхотурье, Ирбит, Камышлов, Шадринск и Нижний Тагил. В общей сложности было собрано 490, 806665 пудов серебра, в килограммах — более 8 тонн, в современных деньгах — 29 миллиардов 411100000 рублей.

 

Ольга Рудакова.

 

P.S

Говорят, Благодатный огонь не появился только в одну печальную Пасху, в 1923 году. В это время Патриарх Тихон был отстранен от управления и разграблены русские церкви.

Просмотров: 261 | Добавил: Vestnik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Приветствую Вас Гость!
Четверг, 28.03.2024, 16:56
Главная | Регистрация | Вход | RSS