Издается по благословлению Высокопреосвященнейшего Феофана, Архиепископа Челябинского и Златоустовского

Православная городская газета г. Кыштым Челябинской области

Реквизиты

Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА  


р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет 30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29

Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ  


р/с 4070 3810 2074 3000 1324 Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк» БИК 047 501 711 кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711 ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001 Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Форма входа

Календарь

«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Объявление

Вы можете оказать посильную помощь в издательстве нашей газеты, перечислив средства на Яндекс-кошелек:
41 00 135 427 023 77
Благодарим вас!!!

Объявление

Внимание! Продолжаются восстановительные работы в Свято-Троицком храме (бывший клуб им. Кирова). Храм открыт с 11 часов каждую субботу , можно прийти и поработать во Славу Божью. Неплохо при себе иметь перчатки и мешки.

Цитата

" Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский
св. пр. Иоанн Кронштадтский

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2019 » Март » 9 » ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
16:44
ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Гашков «Боже! Дай мне благодать Твою!»

Уже десять лет, как отошел ко Господу митрофорный протоиерей Николай ГАШКОВ. Его жизнь пришлась на тот «глухой» советский период, когда, казалось, что Церковь «утилизируют» уже одними административными ресурсами. Достаточно уволить с работы, лишить детей яслей, трудовых наград и т. д. Отец Николай был одним из немногих, кто нашел в себе силы с Божией помощью сопротивляться целой Системе богоборческого государства. В его послужном списке — служение почти в 20 храмах нашего региона — от Алапаевска и Верхотурья до Катав-Ивановска на Южном Урале. Причем, уникальность в том, что многие из этих храмов никогда не закрывались...

Самый же большой отрезок времени он посвятил нашему городу: 19 лет — в храме Рождества Христова и восемь лет, буквально до последних дней своей жизни, — в старейшей церкви Челябинской области — Сошествия Святаго Духа на апостолов. В общей сложности — пятьдесят лет в духовном сане. "Священник — Ангел Господа Вседержителя, говорил Иоанн Крондштатский. — Служение священническое есть служение небесное, служение нетления и безсмертия, вечной жизни, служение правды и святыни, служение, коим души человеческие возрождаются, очищаются, освящаются, обновляются, возводятся к совершенству возможному для человека с помощью Божиею и обожаются...»


Божий призыв

 

Николай Гашков родился 15 ноября 1931 года в селе Красногорка Уинского района Пермской области в семье рабочих. По окончании семи классов школы на станции Уфимка Ачитского района Свердловской области юноша устроился наладчиком на стекольный завод. В послевоенные годы в стране началось частичное возрождение церковной жизни, открытые гонения были временно прекращены. «В то время я работал на заводе, имел рабочую специальность. Однажды поехал в церковь на Пасху, добирался поездом – в товарном вагоне, – вспоминал отец Николай. – Народу возле церкви было очень много, так всю ночь и не сумел туда зайти. Еду обратно в угольном вагоне, лежу – смотрю на звезды и думаю: «И зачем ездил? Ведь только на крылечке и постоял…». И вдруг будто небеса надо мной разверзлись… Охватила радость небывалая, что только и сумел выдохнуть: «А ведь на крылечке-то постоял!»

В годы войны и сразу после нее на Урале были открыты храмы и молитвенные дома. К 1947-1948 годам их стало: в Свердловской области – 33, в Пермской – 73, в Челябинской – 38. Но государство по-прежнему сохраняло свой атеистический характер и могло причинить немало бед тому, кто посещал церковь. Юный Николай продолжал ездить в храм тайком – по-видимому, в Красноуфимск. «Запрыгиваю однажды в тамбур вагона – и испугался даже: там мастер с нашего завода… В церкви его тоже увидел, но виду не подали, что знаем друг друга, – рассказывал отец Николай. – Так, случалось, и ездили вместе, но никогда не разговаривали».

Иоанн Кевролетин после ссылки. Фото 1930-х годовВ 1955 году Николай Гашков вернулся из армии и поступил в Саратовскую духовную семинарию. В те времена там обучались около 100 человек. Центром духовной жизни был храм. Начало учебного года и его завершение знаменовались молебнами. В течение учебного года богослужения со- вершались не только по воскресным и праздничным дням, но и два раза в неделю по будням. Проповеди в храме звучали за каждым богослужением, и произносили их не только священники, но и семинаристы выпускного четвертого класса. Большим уважением пользовались духовники семинарии, среди которых духовным опытом выделялся протоиерей Константин Соловьев, вернувшийся из 13-летней ссылки. Посчастливилось Николаю Гашкову слышать и митрополита Вениамина (Федченкова), известного богослова и яркого духовного писателя. Он управлял Саратовской епархией с 28 ноября 1955 по 20 февраля 1958 года и часто беседовал со священниками, преподавателями и воспитанниками семинарии.

Владыка Вениамин имел богатый духовный опыт. В юности он посещал Оптину пустынь, беседовал со старцами и на всю жизнь сохранил завет-молитву одного из них – иеросхимонаха Нектария, повторяя в трудные минуты: «Боже! Дай мне благодать Твою!» А в студенческие годы будущий митрополит однажды сослужил во время Божественной литургии великому молитвеннику Земли Русской праведному Иоанну Кронштадскому.

 

Начало служения

 

В 1957 году Николай Гашков окончил второй класс семинарии и по состоянию здоровья прервал обучение. В августе того же года он вступил в брак с Ниной Васильевной Кирилловой. 3 октября 1957 года архиепископ Свердловский и Ирбитский Мстислав (Волонсевич) назначил Николая Гашкова на должность псаломщика Екатерининской церкви города Алапаевска. А уже 19 декабря (в праздник святителя Николая Чудотворца, своего небесного покровителя) отец Николай был рукоположен в сан диакона и зачислен в клир в Параскеевской церкви села Савино Свердловской области.

В Екатеринбургской епархии в то время большинство клириков находились в преклонном возрасте. Желающих стать священниками практически не было, а на тех немногих, кто к этому стремился, оказывали такое воздействие, что навсегда отбивали охоту. Все рукоположения в священный сан жестко контролировались Советом по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР. В 1954 году рукоположений не было, в 1955 и 1956 годах посвящено в сан священника два и три человека соответственно. В 1957 году был рукоположен один священник и один диакон – наш отец Николай. В 1958 году была одна хиротония – 15 июня за Божественной литургией в кафедральном соборе города Свердловска Преосвященным Флавианом, епископом Свердловским и Курганским, рукоположен в сан иерея диакон Николай Михайлович Гашков.

 

«Узелок все время был наготове…»

В 1958 году началась новая кампания против Церкви, инициированная первым секретарем ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущевым. За 20 лет он пообещал построить коммунизм, а в 1980 году показать по телевизору «последнего попа». В соответствии с новой установкой на искоренение религии возобновилось массовое закрытие храмов и монастырей, была значительно усилена антирелигиозная пропаганда. В период между 1961 и 1964 годом было осуждено 1234 человека по религиозным мотивам и приговорено к тюремному заключению или ссылке. От отца Николая приходилось слышать: «Узелок все время был наготове». Число клириков по сравнению с 1948 годом в стране сократилось вдвое. Под различными предлогами, надуманными и спровоцированными, закрывались церкви и молитвенные дома: в Свердловской области было закрыто 12 церквей из 33, в Курганской области – 4 из 14. В Челябинской области осталось всего 15 приходов.

Хрущевские гонения характеризовались мощным идеологическим давлением со стороны властей, стремившихся подорвать потенциал Церкви, разрушить ее изнутри и дискредитировать в глазах народа. Неся свое пастырское служение, молодой иерей Николай Гашков стойко выдержал все испытания. Ради пользы Церкви его переводили из одного храма в другой. С июня 1958 года по январь 1966 года отец Николай служил в шести церквях Свердловской области: настоятелем Свято-Покровской церкви села Балакино Нижнетагильского района; вторым священником Введенской церкви села Пристань; настоятелем Успенской церкви города Верхотурье; настоятелем церкви Святой Марии Магдалины села Лая; священником в Свято-Троицком храме города Ирбита; настоятелем Никольской церкви села Николо-Павловское. За усердную службу Церкви Божией в эти годы отец Николай был награжден набедренником и скуфьей.

 

Напутствовал святого

Особенного внимания заслуживает следующий факт. С октября 1959 до февраля 1961 года продолжалось служение отца Николая в кладбищенской Успенской церкви города Верхотурья. Неказистый снаружи храм оставался единственным светильником Христовой веры для жителей Верхотурья и окрестностей в годы советской власти. Николаевский монастырь был превращен в колонию для несовершеннолетних преступников, Покровский женский монастырь — в банно-прачечный комбинат, в Свято-Троицком храме размещалась библиотека...

Именно в Верхотурье жил в то время иеромонах Иоанн (Кевролетин), единственный из верхотурской братии вернувшийся к стенам родной обители в середине 1940-х годов. В 2000 году он был причислен к лику святых как преподобноисповедник. Угодник Божий скончался 27 января 1961 года, и именно отец Николай Гашков был тем священником, который в последний раз приобщил его Святых Таин. Об этом факте упоминает монахиня Валентина (Сергеева) в своем рассказе о смерти иеросхимонаха Иоанна: «В последний день – это было на Нину Равноапостольную, 27 января, я вижу, что он совсем слабый, спрашиваю: «Батюшка, ставить укол?». «Ставь, ставь», отвечает он. Пришел молодой священник отец Николай причастить его. Потом глаза уже помутнели. К нему стали подходить: «Вы меня узнаете, батюшка?» Он всех узнал, да еще каждую палкой легонько постукал. Очень много чад у него было, много приехало на похороны».

Трогательное житие преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина), принявшего сан и монашеский постриг еще до революции и немало претерпевшего от советской власти, пожалуй, никого не может оставить равнодушным к личности святого. Читая его, я с наивным огорчением думала: «Батюшка служил в городах Касли и Карабаш, как же он миновал Кыштым, расположенный между ними?» Но оказалось, что духовная нить между преподобноисповедником Иоанном (Кев- ролетиным) и Кыштымом все-таки существует, и проложил ее Господь через отца Николая Гашкова, который напутствовал Святыми Дарами иеросхимонаха Иоанна в последний час перед исходом его души в жизнь вечную.

 

Кыштымский пастырь

С июня 1960 года по апрель 1989-го свердловские архиереи управляли и Челябинской епархией. Указом управляющего Челябинской епархией, епископа Свердловского и Курганского Флавиана, 1 февраля 1966 года, согласно приглашения исполнительного органа церкви и своего прошения, Николай Гашков был назначен настоятелем Христорождественской церкви города Кыштыма Челябинской области. В тот момент это была одна из 15 действующих церквей Челябинской области. Здесь батюшка прослужил более 19 лет, сохраняя духовную жизнь не только города Кыштыма, но и близлежащих городов и сел северной части области.

В то время государством правил Л.И. Брежнев. Давление на Церковь было несколько ослаблено, однако вплоть до конца 1980-х годов она оставалась на положении социального изгоя. Невозможно было открыто исповедовать христианство и при этом занимать хоть сколько-нибудь значимое место в обществе. Миссионерская, просветительская и благотворительная работа была запрещена. Вся деятельность Церкви по-прежнему находилась под строжайшим контролем. При малейшем нарушении законодательства о культах региональный уполномоченный Совета по делам религий мог наказать, например, отобрать регистрацию (официально это называлось снятием священнослужителя с регистрационного учета). Батюшка очень любил служить в храме и, разумеется, боялся лишиться регистрации. Тем не менее, для пользы дела он часто рисковал, все упование возложив на Бога. Один из примеров таких «опасных ситуаций» в его жизни описал Михаил Светлов в статье «Чиновные иконы»: «Когда отца Николая году в 66-м переводили из Ирбита в Кыштым, он присмотрел в дровяном сарае заложенные всяким барахлом царские врата, вынесенные из закрытой церкви. Сторож по секрету сообщил, что двери приговорены к сожжению. Только власти еще не определились, где и как это сделать втихую, не привлекая лишнего внимания. Отец Николай знал, что в Кыштыме иконостас зияет дырами. Не хватает также северных и южных дверей… В общем, заполнил он контейнер вратами и прочей церковной утварью, а начальнику станции сказал, что перевозит домашний скарб. “Подвел меня грузчик-комсомолец, – вспоминал батюшка, – углядел позолоту и побежал стучать: мол, поп драгоценности вывозит. Ну, начальник на меня и взъярился. А тогда что коньяк, что водка почти одинаково стоили. Я и не поскупился: успокоил гневного начальника презентом со звездочками”».

За ревностное служение отец Николай был награжден многими церковными наградами: камилавкой (22 июля 1967), наперсным крестом (8 апреля 1968), вынесением архипастырской благодарности (7 марта 1969), саном протоиерея (30 апреля 1972), палицей (12 июля 1977), крестом с украшениями (10 мая 1983).

В мае 1985 года по состоянию здоровья протоиерей Гашков Николай Михайлович был почислен за штат. По излечении ему было обещано предоставить другое место. В СССР к власти в это время пришел М.С. Горбачев. Церковь начала выходить из вынужденной изоляции, ее иерархи стали появляться на общественных трибунах. На рубеже 80-х и 90-х годов миллионы людей на всем пространстве бывшего Советского Союза вернулись к православной вере. Но каждое новое время приносит и свои трудности. Государство начало возвращать православным общинам разрушенные храмы, которые церковь должна была восстанавливать за свой счет или за счет добровольных пожертвований верующих. В неимоверно сложных обстоятельствах оказались в то время и церковная иерархия, и рядовое духовенство. После болезни батюшка безропотно нес свое послушание там, где, по мнению священноначалия, это было наиболее необходимо. Так, с 15 мая по 15 июня 1986 года продолжалось его служение в Никольской церкви села Быньги Невьянского района Свердловской области. 19 июня 1986 года он стал священником Свято-Симеоновского храма города Челябинска, а 1 февраля 1988 года был назначен настоятелем Казанско-Богородицкой церкви города Катав-Ивановска Челябинской области. В дальнейшем отец Николай служил в Кусе, Каслях, Озерске, занимался вопросами, связанными с восстановлением храма в селе Большой Куяш.

 

Годы возрождения

13 ноября 2000 года протоиерей Николай Гашков назначен на должность настоятеля вновь открытого храма Сошествия Святого Духа на апостолов в городе Кыштыме. По молитвам батюшки находились люди, помогавшие восстанавливать древнейшую святыню города, жертвовавшие стройматериалы, необходимые для первоочередных противоаварийных работ, приносившие иконы, ковры и поло- вички.

8 декабря 2002 года митрополит Челябинский и Златоустовский Иов освятил храм и совершил в нем первую после почти 70-летнего перерыва литургию. Сложно оценить по достоинству труд батюшки по возрождению этого храма. Еще в 1996 году храм в числе 13 других совместным распоряжением Министерства культуры Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом был, как будто бы, передан в пользование Челябинской епархии Русской Православной Церкви. Но принимать какие-либо решения по его восстановлению было очень сложно, так как не было оформлено юридически право пользования. В законодательстве по этому поводу не могли разобраться даже местные органы власти. В 2004 году отец Николай делился своими проблемами с журналистом газеты «Кыштымский рабочий»: «Впритирку к нам стоят гаражи, доставшиеся в наследство от кинопроката. Свет застят, в помещении из-за них холодно и сыро. А как убрать – представления не имею. Принадлежат они областной организации кинопроката, если такая ещё существует. Обращался я к Ларисе Павловне Глазковой, главной в городе по имуществу, но она записочку мне что-то не шлёт. Самим снести? Да в тюрьму садиться неохота».

К радости отца Николая, в декабре 2007 года по его ходатайству Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом дало поручение собственному территориальному управлению по Челябинской области осуществить мероприятия, связанные с передачей в безвозмездное пользование «федерального имущества религиозного назначения» – здания храма и земельного участка. 27 февраля 2008 года отец Николай подписал соответствующий договор. В стенах территориального управления Росимущества по Челябинской области прозвучало: «Вы создали прецедент!».

«Простите! Может быть, за кого-нибудь не домолился»

Светлый образ батюшки до сих пор не уходит из сердец прихожан, но полное осознание того, что нам довелось жить рядом с истинным подвижником благочестия, пришло только после окончания его земного пути – 3 сентября 2008 года митрофорный протоиерей Николай Гашков перешел в жизнь вечную. Многим запомнились слова отца Николая в Прощеное воскресенье 2008 года: «Простите! Может быть, за кого-нибудь не домолился».

Верующие помнят батюшку и надеются, что его молитва о своей пастве продолжается и по сей день. Ведь начатое им восстановление храма продолжается. На девятый день после кончины отца Николая над храмом Сошествия Святого Духа на апостолов засиял золотой купол с крестом, а около сорокового дня был, наконец, подписан договор о передаче приходу в безвозмездное пользование земельного участка, на котором находится здание церкви и дом сторожа. Труды отца Николая по реставрации храма и спасению душ прихожан продолжает сегодня молодой священник Константин Семенов.

 

Лариса САВЕЛЮК,

православный краевед

 

 

P.S.

Огромная просьба ко всем, кто помнит и любит отца Николая написать свои воспоминания о батюшке и передать их в редакцию. Или позвонить по телефону автору публикации: 8-9220184763.

Просмотров: 423 | Добавил: Vestnik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Приветствую Вас Гость!
Вторник, 16.04.2024, 15:07
Главная | Регистрация | Вход | RSS