Издается по благословлению Высокопреосвященнейшего Феофана, Архиепископа Челябинского и Златоустовского

Православная городская газета г. Кыштым Челябинской области

Реквизиты

Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА  


р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет 30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29

Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ  


р/с 4070 3810 2074 3000 1324 Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк» БИК 047 501 711 кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711 ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001 Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Форма входа

Календарь

«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Объявление

Вы можете оказать посильную помощь в издательстве нашей газеты, перечислив средства на Яндекс-кошелек:
41 00 135 427 023 77
Благодарим вас!!!

Объявление

Внимание! Продолжаются восстановительные работы в Свято-Троицком храме (бывший клуб им. Кирова). Храм открыт с 11 часов каждую субботу , можно прийти и поработать во Славу Божью. Неплохо при себе иметь перчатки и мешки.

Цитата

" Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский
св. пр. Иоанн Кронштадтский

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2018 » Декабрь » 25 » «И никто бы к ногам моим  не валился»...
09:58
«И никто бы к ногам моим  не валился»...

«И никто бы к ногам моим не валился»...

Уникальное открытие сделала Лариса Валентиновна САВЕЛЮК, православный краевед, член Уральского церковно-исторического общества, можно сказать, настоящий подарок к юбилею храма Рождества Христова, который отмечается в этом году. Благодаря ее поискам стало известно, что в праздник Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов в 1848 году храм Рождества Христова в Кыштыме заложил Преосвященный Иона (Капустин), епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии.

Более ста лет род Капустиных священствовал на Уральской земле, и, судя по архимандриту Антонину (Капустину), родному племяннику епископа Ионы, сделавшему для России, как говорят, «больше чем все полководцы вместе взятые», это немаловажный факт. Последний, как известно, скупил, нет, правильнее сказать, собрал, Святые земли в Иерусалиме в пользу Русской Духовной миссии , благодаря чему «Православная Русь стала твердой ногой у Святого гроба Господня»... Верующие знают, что такое под силу только людям из «вымоленного рода». Может быть, поэтому храм Рождества Христова почти не закрывался в советский период, а во время хрущевских гонений, обещавших показать «последнего попа», он остался в числе 15 храмов, действовавших в Челябинской области.

21 июля (3 августа по новому стилю) 2017 года исполняется 160 лет со дня освящения Христо-Рождественского собора города Кыштыма в 1857 году.

Но в настоящей статье хочется заглянуть в историю храма немного поглубже — в 1848 год, когда 30 июня (13 июля по новому стилю), собор был заложен Преосвященным Ионою, епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии. Преосвященный Иона был родным дядей одного из самых ярких представителей знаменитого Зауральского священнического рода Капустиных – архимандрита Антонина (Капустина), о котором уже писалось в газете «Рождественский вестник». Преосвященного Иону и архимандрита Антонина Капустина связывали не только родственные узы: последний в юношестве воспитывался под руководством своего дяди-ректора, будучи студентом духовной семинарии в Екатеринославе (ныне город Днепропетровск, Украина).

В августе этого года исполняется 200 лет со дня рождения архимандрита Антонина (Андрея Ивановича Капустина). По случаю этого события на родину архимандрита, в село Батурино Курганской области, где насчитывается сейчас пара десятков домов, даже ожидается приезд Патриарха Кирилла.

Если историю страны писать в портретах, то архимандрит Антонин Капустин — один из тех великих русских людей, снискавших ей славу и доблесть. 26 лет он возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1869-1894 годы) и вошёл в историю православия как «строитель Русской Палестины». Его имя неразрывно связано с археологическими раскопками, произведенными на Святой земле, с прекрасными храмами, подворьями, школами и приютами, построенными вдали от Родины. Самой первой покупкой отца Антонина стал участок со знаменитым Мамврийским дубом, возле которого праотец Авраам принимал Бога в образе трех странников. Именно этот дуб стал непременной частью всех Троических икон. А затем приобретениями стали и вершина Елеонской горы, место вознесения Спасителя, и участок земли евангельской «Горней», где произошла встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой, и участок в Яффе, который получил название «Золотой жемчужины Миссии» за красоту садов, и имения под Вифлеемом, а также — на Иордане, в Назарете, в Кане Галилейской... Около 40 участков общей площадью 50 гектар и стоимостью до миллиона рублей золотом. «Все приобретенные на мое имя земельные участки в Палестине... оставляю в собственность Синода, если же таковой перестанет существовать, то земли эти делаются достоянием всех православных русских людей", — завещал отец Антонин перед смертью.

Наследство, которое Антонин оставил России и Русской Церкви, не только по материальному, но по духовному и историческому значению своему, неоценимо.

Предвидя ход исторических событий, архимандрит «завакуфил» самые священные места, то есть юридически оформил так, что их нельзя продать, обменять или подвергнуть каким-либо другим операциям с недвижимостью. Но многое, из созданного им, мы все-таки потеряли в годы советской власти, а свои права на отдельные участки Русской Православной Церкви приходится отстаивать перед враждебно настроенными странами, именуемыми мировым сообществом, до сих пор.

Похоронен архимандрит Антонин в 1894 году «в самой близости к небу» — на Елеонской горе в Иерусалиме. Именно здесь чаще всего и происходит знакомство русских паломников со своим знаменитым соотечественником. Многим кыштымцам он знаком через паломнические поездки в село Батурино и в Далматовский монастырь, соседствующей с нами Курганской области, а автору настоящей статьи многие представители рода Капустиных стали интересны и духовно близки через изучение жизни священномученика Константина Алексеева, мать которого была до замужества Капустиной.

Поэтому столь радостно было обнаружить, что между Кыштымом и родом Капустиных существует очень крепкая духовная ниточка : как оказалось, наш город не раз посещал дядя архимандрита Антонина (Капустина), Преосвященный Иона, епископ Екатеринбургский, будучи викарием Пермской епархии.

В Екатеринбургских епархиальных ведомостях за 1914 год были напечатаны некоторые отчеты, резолюции на прошения и переписку Преосвященного Ионы в период его управления Екатеринбургским викариатством Пермской епархии (с мая 1846 — по ноябрь 1859 года). Из них стало известно, что впервые он посетил Кыштым в 1848 году, и с этим посещением связано одно из величайших событий для нашего города: им был заложен Христо-Рождественский собор, впоследствии — каменный, двухэтажный, шестипрестольный, очень величественный, могущий вместить до 5000 молящихся человек..!

Хочется привести переписку и записи без особых комментариев и сокращений, чтобы читатель мог самостоятельно прикоснуться к событиям практически 170-летней давности и неспешно окунуться в атмосферу христианской кротости, рассуждения, скромности, трудолюбия, любви…

4 (17) июня 1848 года Преосвященнейший Иона писал Архиепископу Аркадию: «Настоящий месяц июнь находя удобнейшим к путешествию, ныне 10 числа онаго намереваюсь отправиться в села и заводы Екатеринбургские, в коих еще не бывал, для обозрения церквей и церковников: посему прошу на сие Вашего Начальническаго соизволения с отеческими наставленьями, а, буде угодно, и с посильными поручениями».

„На путешествие Ваше, — писал в ответ 9 июня за № 613 Высокопреосвященный Аркадий, — о коем Вы пишете ко мне в № 69 от 4 сего июня (а мною сей № 69 получен сего числа во 2 часу по полудни) я совершенно согласен. Поелику же те места, кои обозреть предположили Вы, не поименованы, то я никаких поручений определить не могу. Да благословит Господь путешествие Ваше ко благу нашей Епархии и здоровье Ваше да сохранит!». И в этот же день пишет вдогонку еще одно письмо «Если Кыштымское заводоуправление, писал 9 июня за № 615, Архиепископ Аркадий, будет Ваше Преосвященство просить, чтобы благоволили Вы лично заложить храм в Кыштымском заводе и освятить храм в Шемахинском заводе: покорнейше прошу удовлетворить сию просьбу заводоуправления. Из Шемахинскаго завода могли бы Вы проехать в г. Красноуфимск и обозреть все церкви по тракту: с большого тракта отпустя свою свиту в Екатеринбург, сами пожаловали бы ко мне в Пермь, не оставляя на тракте ни одной церкви без обозрения" .

15 июня Преосвященнейшим Ионою было объявлено своему Духовному Правлению: «….В намерении, по моей обязанности, с со изволения Архиепископа Пермскаго, объехать селения и заводы, лежащие в полуденной части Екатеринбургского уезда…

1) выехать предполагаю в 17 число сего июня после литургии, по маршруту к сему прилагаемому,

2) Имею надобность взять с собою миссионера протоиерея отца Сергия (Дьяконова) как для священнослужения в селеньях Тиминском, Кыштымском и Шемахинском и в прочих, где приведется торжество, так особенно и для собеседования с раскольниками.

3) Свиту мою составят, кроме протоиерея Сергия: протодиакон Кузнецов, диаконы — Кляритский, Смородинцев, Старцев и Топорков; иподиакон Пухов; из малых певцов — Старцев, Суворов, Чирков, Муромцев, Болярский и Федоров, да свещеносец Плотников; почему и объявитъ Правление о приглашении сем упомянутым лицам.

4) О времени и путеследовании дастъ знать Благочинным, предписав чрез них местным священно и церковнослужителям: чтобы а) никто из них, равно и церковные старосты и сторожа не отлучалисв указанные дни от церквей своих; при входе в храм диаконы подносили бы мне тотчас епитрахиль [Епитрахи́ль — принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь – авт.] и никто бы к ногам моим не валился, б) Чтобы имели все церковные документы, как то: описи церковнаго имущества, метрики, исповедныя росписи, книги приходо-расходныя, обысковыя, запись священнослужений, собранныя вместе на лицо, равно и церковныя библиотеки с планами, указами и начальственными предписаниями в порядке и готовыми к отверстию, дабы обозрение их было удобнее и скорее; и в) Чтобы никто из местных церковников и старост не только не искушал спутников моих тайными подарками или хмельными напитками, но и доносили бы лично мне без обиновения о требующих того, ежели бы кто из свиты таковым оказался».

36 селений и заводов было запланировано обозреть епископом Екатеринбургским Ионою во время 3-недельной поездки «по полуденной части Екатеринбургскаго уезда».

«С соизволения Вашего Высокопреосвященства, — писал 2 августа Преосвященный Иона Архиепископу Пермскому, — пустившись 17 июня обозревать в селениях и заводах церкви с причтом, сущия в Екатеринбургском

уезде, обозрел я церкви: Уктусскую, Нижне-Исетскую, Арамильскую, Сысертскую, Бобровскую, Белоярскую с кладбищенской, села Троицкаго, Брусянскую, Логиновскую, Кочневскую, Камышевскую, Покровскаго села, Смолинскую с часовнею в деревне Переборине, села Темнаго, цер. Маминскую, Истокскую, Боевскую, Багарякскую, Огневскую, Коневскую; в 23 ч.[число – авт.] освятил церковь в селе Тиминском; затем обозрел церкви Щелкунскую, села Воскресенскаго, Тюбукскаго, Булзинскую с раскольничьей молельной в Караболке, Куяшскую, Кыштымския господствующую и единоверческую, Кузнецкую, в 30 июня заложил церковь в Кыштыме» [выделено — авт.].

Епископом Ионою «господствующей» здесь названа первая церковь Кыштымского завода, заложенная в 1760 году и освященная в 1765 году, отметившая совсем недавно свой 250-летний юбилей, известная нам как Духосошествиевская, «Старая», «На острове», церковь во имя Сошествия Святаго Духа на апостолов. В то время она была единственным православным храмом в Кыштыме (единоверческая церковь – Троицкая, еще только строилась), а 30 июня (13 июля по новому стилю) была заложена Христо-Рождественская церковь.

Как видно из описания маршрута поездки, Преосвященный Иона, вместе с посещением Рождественского села, пробыл в Кыштымском заводе 5 дней: с субботы 26 июня по среду 30 июня (ст.ст.). Во вторник, 29 июня, им была отслужена литургия в «господствующей» церкви, а всенощная служба — на месте, где планировалось заложение нового храма. На следующий день после литургии совершался крестный ход опять же на место заложения храма.

Думается, что это событие для кыштымцев было радостным и долгожданным, ведь в то время «господствующая» церковь явно не могла вместить всех желающих помолиться.

По состоянию на 1848 год точными сведениями о численности населения в Кыштыме автор не располагает, но вот в 1856 году по сведениям из клировой ведомости о церкви Сошествия Святаго Духа, хранящейся в государственном архиве Пермской области, известно, что храм этот был 2-штатным, а прихожан:

«По части 1-го священника,

в Кыштымском заводе:

офицеров — 5 дворов, (9 м. п. и 12 ж. п.);

отставных солдат — 2 двора, (11 м. п. 97 ж.п.);

купцов и мещан — 6 дворов, (17 м.п. и 22 ж.п);

государственных крестьян — 1 двор, (3 м.п. и 5 ж.п.);

непременных работников — 1 двор (5 м.п. и 3 ж.п.);

дворовых людей — 3 м.п. и 2 ж.п.;

крепостных крестьян — 395 дворов (1442 м.п. и 1649 ж.п.);

раскольников толка беглопоповщины — 10 дворов (30 м.п. и 54 ж.п).

Итого: 420 дворов (1520 м.п. и 1844 ж.п.)

По части 2-го священника в том же заводе:

крепостных крестьян — 380 дворов (384 м.п. и 1508 ж.п.);

раскольников толка беглопоповщины — 48 дворов (198 м.п. и 276 ж.п.)

В заводе Нижне-Кыштымском (в 5 верстах, препятствий нет):

крепостных крестьян — 87 дворов (314 м.п. и 383 ж.п.);

раскольников толка беглопоповцев— 8 дворов (39 м.п. и 41 ж.п.)

Итого: 523 двора (1935 м.п. и 2208 ж.п.)»

Всего 943 двора, 3455 человек мужского пола, 4052 – женского пола.

Благодаря клировым ведомостям точно известно, сколько людей проживало в Кыштыме в 1856 году: 7507 человек (плюс около полуторы тысячи человек, приписанных к Троицкой единоверческой церкви).

Священно- и церковнослужителями «господствующей» церкви в то время были: благочинный священник Сладчанский Алексей Андрианов, священник Попов Михаил Алексиев, диаконы Архангельский Тимофей и Плотников Алексей Иаковлев, дьячки Горных Георгий Иоаннов и Дягилев Стефан Симеонов, пономарь Неуймин Николай Василиев.

Девять лет строился Христо-Рождественский храм «тщанием прихожан», в 1850 и 1856 годах епископ Екатеринбургский Иона «смотрел церкви продолжающиеся постройкой», но вот в 1857 году на освящении храма, похоже, в Кыштымском заводе он не был…

Несколько удивительно, что более пятидесяти лет храм Рождества Христова был приписным к «господствующему» храму Сошествия Святаго Духа на апостолов и не имел своего притча. В связи с этим здесь не велись метрические книги, а все записи производились только по Духосошествиевской церкви. Поэтому в период с 1857 по 1910 годы жителям «Верхнекыштымского завода» вряд ли удастся в архивах определить, в каком из двух замечательных храмов нашего города крестили, венчали и провожали в последний путь их предков.

Скончался Преосвященный Иона, заложивший кыштымский храм Рождества Христова, 13(26) ноября 1867(66?) года. Похоронен в городе Далматове, за правым клиросом Успенского собора Далматовского монастыря. Вспоминая слова его перед поездкой в Кыштымский завод: «… и никто бы к ногам моим не валился», хочется их

ослушаться …

 

Преосвященный Иона – епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии (Ипполит Леонтьевич Капустин).

Родился 11 января 1790 года в Тобольске, в семье дьякона Тобольской Богоявленской церкви Леонтия Васильевича Капустина (уроженца села Батуринское (ныне Курганская область)). Мать его – Ирина Ивановна была дочерью Тобольского мещанина Ивана Петровича Левосторонцева.

11 ноября 1800 года он поступает во вновь открывшуюся Пермскую духовную семинарию. По выслушивании курса философии он, ещё обучаясь в семинарии, становится учителем информаторического класса, затем — латинской грамматики, арифметического, синтаксического, пиитического классов. С мая 1815 года — сеньор семинарии.

«По вниманию к его способностям, трудолюбию и педагогическим навыкам, Преосвященный Иустин (епископ Пермский и Екатеринбургский) лично взялся довершить его семинарское образование преподаванием ему полного курса наук богословских, с тем, чтобы отправился он для дальнейшего образования в одну из духовных академий».

В 1820 году из-за осложнившихся отношений с отцом – Леонтием Васильевичем, подаёт он прошение о пострижении в монашество, но когда в июле 1820 года оно было получено, подал в консисторию отзыв с просьбой уволить его для получения высшего духовного образования. Просьба его была удовлетворена.

23 августа 1820 года Ипполит Капустин поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1824 году со степенью магистра богословия. 11апреля 1825 года Ипполит Леонтьевич Капустин был назначен инспектором Пермской духовной семинарии и профессором церковной истории.

8 июня 1826 года он вновь подал прошение о пострижении в монашество и 15 июня был пострижен под именем Иона.

22 июня 1829 года отец Иона определён ректором Пермской духовной семинарии и профессором богословских наук.

Недолго пробыл он в этой должности (из-за конфликта с местным духовенством), и по его просьбе 15 марта 1830 года перемещён ректором Тобольской духовной семинарии. С собой из Пермской духовной семинарии в Тобольскую отец Иона забирает племянника – Платона Ивановича Капустина (впоследствии известный Московский протоиерей).

16 марта 1836 года определён ректором Екатеринославской (ныне Днепропетровск, Украина) духовной семинарии. С собой из Пермской духовной семинарии в Екатеринославскую забирает племянника – Андрея Ивановича Капустина (впоследствии архимандрит Антонин). В 1843 – 1844 годах, числясь ректором семинарии, находился в Санкт-Петербурге на чреде Священнослужения и Проповедования слова Божьего. Был членом Академического комитета по составлению конспектов на предметы, преподаваемые в семинариях.

19 мая 1846 года архимандрит Иона получил хиротонию в епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии и получил в управление Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь. На Екатеринбургской кафедре епископ Иона прослужил тринадцать с половиной лет – дольше чем кто-либо из архиереев за всю историю (включая Новейшую). Последние годы жизни преосвященный провёл в тяжелой болезни, которая приковала его к постели на несколько лет.

К 100-летию непрерывного священствования рода Капустиных в 1865 году Батуринскому Спасо-Преображенскому храму (в котором был настоятелем брат Ионы отец Иоанн) он подарил колокол весом 250 пудов. Скончался 13 ноября 1867 года. Похоронен в Далматове, за правым клиросом Успенского собора Далматовского монастыря.

Просмотров: 3 | Добавил: Vestnik | Теги: Христорождественская церковь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Приветствую Вас Гость!
Суббота, 19.01.2019, 19:22
Главная | Регистрация | Вход | RSS