Издается по благословлению Высокопреосвященнейшего Феофана, Архиепископа Челябинского и Златоустовского

Православная городская газета г. Кыштым Челябинской области

Реквизиты

Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА  


р/с 40703810107430000179, филиал ОАО "Челиндбанк", корр. счет 30101810400000000711, БИК 047501711, ИНН 7413003599, КПП 741301001
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Ленина, 22
тел. +7 (35151) 4-07-29

Храм ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ  


р/с 4070 3810 2074 3000 1324 Кыштымский филиал ОАО «Челиндбанк» БИК 047 501 711 кор/счет 3010 1810 4000 0000 0711 ИНН/ КПП 7413009015/ 741301001 Яндекс.Деньги 410011217683707
адрес: Челябинская область г. Кыштым, ул. Садовая, д. 23,
тел: +7 (35151) 4-13-34 сайт

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Форма входа

Календарь

«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Объявление

Вы можете оказать посильную помощь в издательстве нашей газеты, перечислив средства на Яндекс-кошелек:
41 00 135 427 023 77
Благодарим вас!!!

Объявление

Внимание! Продолжаются восстановительные работы в Свято-Троицком храме (бывший клуб им. Кирова). Храм открыт с 11 часов каждую субботу , можно прийти и поработать во Славу Божью. Неплохо при себе иметь перчатки и мешки.

Цитата

" Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский
св. пр. Иоанн Кронштадтский

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Январь » 7 » Биография
20:25
Биография

Последний

обер-прокурор Священного Синода...

Интересно: в какой из кыштымских церквей крестили последнего обер-прокурора Священного Синода, министра исповеданий Временного правительства, профессора Свято-Сергиевской академии в Париже — Антона Владимировича КАРТАШЕВА?

История маленького города Кыштым, казалось бы, уже изучена вдоль и поперек. Что там каких-то 255 лет в масштабах вечности? Но нет, откуда-то из небытия всплывают открытия, факты, судьбы. Герой нынешней публикации из их числа.

Выходец из крепостных крестьян, правда, его дед поднялся до управляющего Кыштымскими заводами, он, как министр исповеданий Временного правительства, открывал от имени государства в храме Христа Спасителя в Москве Поместный собор русской церкви в августе 1917 года.

Его называют реформатором, но, вероятно, главное, что он сделал —

реанимировал... Патриарха. Точнее, институт патриаршества, ликвидированный в эпоху Петра I.

Он был личным другом Дмитрия Мережковского, Зинаиды Гиппиус и Мариэтты Шагинян. Это по его предложению великого русского писателя Бунина номинировали на Нобелевскую премию. Одни его называли "апостолом Святой Руси", другие – массоном...

Сейчас его знают как историка русской церкви, но его имя еще только "возвращается" из эмиграции...

Антон Владимирович Карташев родился 11 (23 июля) 1875 года в Кыштыме - точность формулировки прослеживается исключительно во всех источниках, связанных с его именем. Его дед был крепостным рабочим, но благодаря своим способностям и упорному труду, стал управителем завода. Отец, родившийся в 1845 году, оставался крепостным до 16 лет. После освобождения он быстро пошел в гору, стал волостным писарем, земским гласным и кончил жизнь членом земской управы. Семья переехала в Екатеринбург.

"Карташевы были туляки, вывезенные на Урал для работы в рудниках. Они принадлежали к тем крепким, даровитым русским людям, которых не могло сломить даже крепостное право. На них созидалось российское государство,— пишет исследователь Николай Зернов. — Это они строили восхитительные деревянные церкви русского севера, ценили и заказывали высокохудожественные иконы, понимали и свято хранили ту московскую культуру, которую загнал в подполье царь-маньяк Петр Алексеевич. Однако Карташевы не были старообрядцами. Они упорно хотели "выйти в люди”, понимали ценность образования, вместе с тем они не отрывались от родной почвы, оставаясь патриархальной, православной семьей, чтившей Царя-Освободителя".

Как подчеркивается в автобиография А.В. Карташева "Пафосом семьи было "выйти в люди" путем образования. Позади была тьма крепостной зависимости, в настоящем - радость свободы, и в будущем - светлые надежды на лучшую жизнь в свете "просвещения". Александра II-го боготворили, как "нашего царя-Освободителя. Александра I-го не иначе называли, как Благословенным за то, что "нас" хотел освободить".

Крестили его в день рождения, причиной тому была высокая детская смертность. Еще в юности он был зачарован красотой церковных служб. В возрасте 8 лет он был посвящен в стихарь и до конца своей жизни пел на клиросе.

"На вопрос: что главное в Антоне Владимировиче? - пишет еп. Кассиан (Безобразов), — я отвечу одним образом: церковь Сергиевского подворья, и в ней Антон Владимирович, восьмидесятилетний, на клиросе студенческого хора. Регент, из студентов одного из недавних выпусков, еще совсем молодой, знает, что Антон Владимирович приходит раньше других и не пропускает никогда".

В 1894 году он блестяще окончил Пермскую семинарию и был отправлен на казенный счет в Петербургскую духовную академию. После успешной защиты в 1899 году он был оставлен профессорским стипендиатом кафедры истории русской церкви. С этого же момента он становится юридически свободным, когда по специальному ходатайству Академии Карташев особым постановлением Кыштымского волостного правления был вычеркнут из списков податного сословия и освобожден от уплаты крестьянской подати.

Карташев был очень популярен среди студентов. Как вспоминал его ученик Н.Веритинов: "На устах у поступавших в Академию чаще всего были две фамилии: известного всей Европе "глубокой глубокости" Глубоковского и устремленного к горним высотам Карташева. С высокой худощавой фигурой, с тонким, бледным, аскетическим лицом, внешне в профиль напоминавший Гоголя, он весь был сама одухотворенность. Его не только уважали, но и любили".

Под псевдонимом "Уральский"

Начало ХХ века характеризуется широким интересом интеллигенции к проблемам русского Православия. Во всех крупных городах России были созданы религиозно-философские собрания и общества. Антон Владимирович стал председателем такого общества в Санкт-Петербурге. Он активно публикуется в журналах по вопросам церковной истории и общественно-политическим проблемам, выступая в духе церковного реформаторства. Печатался под псевдонимами "Уральский", "Романский", поскольку открытые печатные выступления во внецерковной прессе без ведома церковных властей не допускались. Вскоре об этом стало известно Синоду. Ректор Академии Сергий (Страгородский), будущий советский патриарх, в приватной беседе тактично предложил или оставить публичную деятельность, или уйти из Академии. Карташев предпочел общественную деятельность и стал уже открыто публиковаться в газетах.

Свою преподавательскую деятельность он продолжил на Высших Женских (Бестужевских) курсах.

Однако, пребывая в стенах духовных учебных заведений, по словам исследователя С. Бычкова, он так и не принимает ни пострига, ни сана.

"Он. был сыном севера. Со светло-серыми глазами и аккуратно подстриженной бородой. В нем чувствовалась большая сила, но она не давила, так как в ней сочетались светлый ум и доброжелательное сердце.


Реанимация...

Патриарха

Временное правительство назначило прокурором Синода Антона Владимировича Карташева. Только 10 дней он был носителем должности, которая символизировала подчинение церкви власти монарха. Его первым актом было переименование своей должности в министра исповеданий. Всю свою энергию новый министр сосредоточил на скорейшем созыве Собора. 15 августа на его долю выпала честь приветствовать собравшихся в храме Христа Спасителя и от лица Временного правительства начертать программу взаимоотношений между церковью и государством, основанных на сотрудничестве и внутренней независимости. Но большевистский переворот изменил ход истории: Карташев вместе с другими министрами оказался в Петропавловской крепости, правда, его выпустили под обещание "не оказывать окрытого сопротивления советской власти". Вспоминая впоследствии события того периода, Карташев отмечал: "Все другие деяния Временного Правительства погибли и рассеялись, как дым. И только одно его дело: внутреннего освобождения церкви, даже под внешним порабощением большевиков, устояло. Под эгидой Временного Правительства и с его помощью Русская Православная Церковь вернула себе присущее ей по природе право самоуправления по его каноническим нормам. Государственное Учредительное Собрание не удалось и было разогнано большевиками. А Церковное Учредительное Собрание (т.е. первый Поместный Собор), благодаря сочувствию Временного Правительства, успело собраться и сделать свое главное дело: восстановить канонический строй церковного самоуправления с патриархом во главе".

Как историк, он так описывает петровскую реформу в книге "Воссоздание Святой Руси": "Вся глубина дефективности Петровского синодального строя должна быть понята каждым сознательным гражданином России, не говоря уже о верующих членах церкви. Дело не в историческом анекдоте, как Петр, невзлюбивший "бородачей" за сопротивление его реформам, отменил единоличного патриарха и поставил на то же самое место "соборик" архиереев. В том-то и дело, что не "на то же самое место", ибо "место-то самое" и было уничтожено. Точнее, было уничтожено то, что наполняло содержанием это место. А наполняла "это место" власть церкви, независимо от государства. Петр...отнял у церкви ее власть соборного самозаконодательства и самоуправления и взял ее себе "яко христианский государь" (по его выражению). Для осуществления этой власти Петр создал министерство (Духовную Коллегию) = Синод. Члены Синода, как не церковного, а уже государственного учреждения, должны были присягать императору, как своему "верховному судии", как единственному источнику власти на территории России. Этим был зачеркнут самостоятельный соборный источник церковной власти Синода, его "небесная" (а не государственная) юрисдикция, упразднена каноническая свобода церкви... Петр в своей церковной реформе не был капризным выдумщиком. Он исполнял зовы своей эпохи... Государство русское восприняло сначала в неясных тенденциях, а при Петре до революционности резко новую идеологию, так называемого, "естественного права". По этой идеологии у государства своя, независимая от церкви и неведомая церкви задача. Задача не религиозная, не небесная, а земная, так называемое, "общее благо" граждан... Земной цели должно быть подчинено все, что существует на данной территории и под данной властью... Для особой независимой власти церкви, хотя бы эта власть и была иной, духовной природы, в государстве нет места. Такое антиканоническое, еретически-протестантское связывание церкви государством повело в конечном счете и к самоподрыву светской власти. Государство располагало в лице духовного сословия послушным ему "ведомством", как бы армией в рясах, а не свободным советником и полезным авторитетным критиком. Православная теократическая брачная симфония, замененная протестантской субординацией, превратила церковь из жены в безавторитетную прислугу. В критическую минуту смутного времени XVII в. теократическая русская церковь была для государства моральной опорой, даже заменой. Теперь при крушении старого режима этой властной замены, этого у государства в лице церкви не оказалось".

С 1920 года и до конца своей жизни он жил в Париже, участвуя в церковно-общественной и политической деятельности эмиграции. Стал одним из основателей и преподавателей Богословского института при Сергиевском подворье, преподавал истоию церкви, Ветхий завет, еврейский язык. Был редактором и издателем еженедельника "Борьба за Россиию", считая коммунизм "чистым злом".

Итогом научной деятельности Карташева стали богословско-исторический трактат "Воссоздание Святой Руси"и фундаментальный труд «Очерки по истории Русской Церкви». Как оценивают специалисты,"лучший на сегодняшний день обзор русской церковной истории в контексте общеисторического развития. Именно Карташев замыкает цепочку церковной академической мысли XIX — середины XX вв., ибо после него пока не создано нового всеохватывающего труда по церковной истории, вышедшего под одним авторским именем".

Умер Антон Владимирович 10 сентября 1960 года в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Цитаты А. В. КАРТАШОВА:

"Православие могло обойтись без России. Но обратное соотношение исключено: России нет без православия. Свободное Православие вернет России, как собирательному, имперскому и культурному целому, свою печать, свой лик, свою икону Святой Руси.

(цитата по газете "Литературная Россия")

...Так соверешенна та внутрення кристаллизация национального сознания, русской души, после которой невозможно быть вполне русским, не будучи православным... разумеется,. в смысле полноты русскости, полноты русского творчества.

(цитата по книге "Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси")

Материал подготовила

Ольга РУДАКОВА





Просмотров: 409 | Добавил: Vestnik | Теги: Карташев, биография, История | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1  
Ольга, почему нет значков, по которым я бы могла статью порекомендовать на другие сайты?

2  
Светлана, сделали - пожалуйста, можете делать перепост))))

Имя *:
Email *:
Код *:
Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 19.11.2017, 04:34
Главная | Регистрация | Вход | RSS